Найти тему
Shmandercheizer

Несуразное наблюдение в час пик.

Это уже давняя заметка, которую почему-то захотелось вновь выложить и перечитать. Она о том, что все мы в отношении реальности по-своему неприспособлены. Правда, все по-разному и к очень индивидуальным вещам. Занятно то, что в некоторых случаях это видно для стороннего наблюдателя. Обычно же эти вещи мы скрываем и прячем так глубоко, что не знаем о них сами.

Как обычно вечером я возвращался с работы домой на автобусе, судорожно прорывающемся через заторы. Там меня и нашло неожиданное впечатление. Что-то в поведении, вошедшей в салон дамы, резко бросалось в глаза. Через секунду я понял, что все ее существо, несмотря на отсутствие выделяющихся деталей, сквозило какой-то несуразностью. Если у степени приспособленности человека к окружающему миру бывают отрицательные величины, то это тот самый случай.

Как минимум первые 10-15 минут она усердно и бессмысленно тасовала в своих руках три предмета. Первый – дамская сумка средних размеров, изрядно набитая хламом. По крайней мере, на добрых 3-4 килограмма точно, что не принципиально для описания, но вполне ощутимо для колена. Второй – небольшой полиэтиленовый пакет с каким-то свертком ткани. Третий – перчатка с левой руки. Всю дорогу она держала ее в руках, оставляя правую в перчатке. Видимо как дань расстроенным чувствам. Проблема с этими вещами заключалась в том, что эта дама оказалась совершенно неспособной как-то оптимально распределить свои верхние конечности между нехитрым багажом и поручнями автобуса. Напоминая неумелого жонглера, она то и дело перемещала тело, руки и вещи, что однако никак не помогало ей удержаться. Даже обняв один из поручней и встав в позу человека, разбитого радикулитом, она умудрялась падать и задевать окружающих.

Я в общем понимаю, что многие люди не знакомы со словом оптимизация, но не знакомых с самой идеей как-то не наблюдал. Однако все что я увидел в лице этой дамы заставляет меня предположить, что существует своего рода телесный дебилизм. И он, увы, не редок. Присмотревшись к пассажирам автобусов, я обнаружил, что немалый процент людей ведут себя так словно впервые столкнулись с гор.транспортом. Ни намека на приспособленность к самому устройству автобуса, не говоря уж о его движении (резком в условиях пробок) и окружающих людях (особенно входящих и выходящих). Человек человеку – пень. Проще сдвинуть или обойти. Мировоззрение коряги похоже пустило глубокие корни в горожанах.

Конечно, регулярные поездки в общественном транспорте не добавляют благости и мудрости, но не влиять на приспособление – это чересчур. Даже оптика мизантропа не отменяет реальности этих наблюдений, более того, именно она и позволяет увидеть отсутствие там, где нечто предполагается неизбежным и предельно реалистичным. Мне часто представляется, что общественный транспорт – это один из способов преобразования времени в страдания, а перемещение в пространстве – лишь побочный его эффект. Но даже при таком взгляде на вещи следовало бы предполагать, что страдания учат, в том числе и уму. Однако вполне ощутимая часть населения достигает потрясающего мастерства в способности не учиться ничему. Даже на телесном уровне. Похоже, большой город, при всех своих опасностях, благоприятная среда для возникновения людей приспособленность к миру которых ограничивается совпадением зада и кресла.

Наверное ситуация с транспортом в часы пик вносит элемент разделения в общество, частично сепарируя тех, кто активно приспосабливается от тех, кто ожидает, что обстоятельства сами изменятся под них. Недаром же в Сети ходит шутка: «Ничто так не развивает лидерские качества как посадка в маршрутку по утрам».

Вот так и эта дама – совсем не бедная или запущенная, трезвая и прилично одетая, лет чуть выше сорока, явно не лишенная жизненного опыта (учеба, работа, семья) – единственное чем она отреагировала на свое нелепое положением так это поминутно кривящимися губами. Словно ей достался самый неправильный в мире автобус. В правильных видимо полно свободных кресел и доброжелательных стюардов. Не знаю как вам, а у меня это зрелище вызывало тот род жалости, когда хочется просто-напросто прибить своими руками (чтобы не мучилась). В какой-то момент я уже был готов взмолиться, чтобы она уже приехала или кто-то насильно ее усадил. Насильно, ибо места в автобусе время от времени освобождались, но она, предприняв одну неудачную попытку сесть, отказалась от дальнейших. Она выбрала гордо страдать, время от времени щедро отплачивая другим ударами сумки и оттоптанными ногами. За этот период я успел постоять, сесть и снова встать, уступив место молодой маме с ребенком. И вот теперь меня не покидает вопрос: что, черт возьми, происходит с людьми, что даже их тела становятся столь глупыми?