Найти в Дзене
Зодчество

Действительно ли средневековые христиане не ели мясо в пост или всё же были какие-то хитрости

Римско-Католическая и Восточно-Православная Церкви оказали большое влияние на пищевые привычки средневековых людей. Употребление мяса было запрещено в течение полной трети года для большинства христиан. Все продукты животного происхождения, включая яйца и молочные продукты (но не рыбу), были вообще запрещены во время поста. Кроме того, было принято поститься перед участием в евхаристии и так далее. В теории ограничения были достаточно серьезными, но действительно ли средневековые христиане не ели мясо в пост или все же были какие-то хитрости? Намерение поста состояло не в том, чтобы указать на определенные продукты как нечистые, а скорее преподавать духовный урок самоограничения через воздержание. В течение особенно тяжелых постных дней количество ежедневных приемов пищи даже сокращалось до одного. И если большинство людей, по всей видимости, уважали эти ограничения, существовало множество способов обойти их. В самой природе человека заложено строить самую сложную клетку правил и предп

Римско-Католическая и Восточно-Православная Церкви оказали большое влияние на пищевые привычки средневековых людей. Употребление мяса было запрещено в течение полной трети года для большинства христиан. Все продукты животного происхождения, включая яйца и молочные продукты (но не рыбу), были вообще запрещены во время поста. Кроме того, было принято поститься перед участием в евхаристии и так далее.

В теории ограничения были достаточно серьезными, но действительно ли средневековые христиане не ели мясо в пост или все же были какие-то хитрости?

«Инок». Константин Савицкий, 1897 год.
«Инок». Константин Савицкий, 1897 год.

Намерение поста состояло не в том, чтобы указать на определенные продукты как нечистые, а скорее преподавать духовный урок самоограничения через воздержание. В течение особенно тяжелых постных дней количество ежедневных приемов пищи даже сокращалось до одного. И если большинство людей, по всей видимости, уважали эти ограничения, существовало множество способов обойти их.

В самой природе человека заложено строить самую сложную клетку правил и предписаний, в которую он сам себя загонит, а затем, с такой же изобретательностью и энтузиазмом, склонять мозг к проблеме триумфального вырывания из нее.
-2

Пост был вызовом, а игра заключалась в том, чтобы выискивать лазейки.

В то время, как продукты животного происхождения следовало избегать, прагматические компромиссы часто преобладали. Определение «рыбы» часто распространялось на морских и полуводных животных, таких как киты, гуси, тупики и даже бобры.

Бобер с хвостом рыбы. Фрагмент миниатюры начала XV века.
Бобер с хвостом рыбы. Фрагмент миниатюры начала XV века.

Банкеты, проводимые в рыбные дни, могли быть ни чуть не менее великолепны, чем в обычные. Большой популярностью пользовалась подачи еды, которая по виду подражала мясу, сыру и яйцам различными изобретательными способами.

Пока в Византийский (Православной) традиции господствовал жесткий подход и любые кулинарные усовершенствования для духовенства были недопустимы, их западные коллеги были намного более снисходительны.
«Пасхальная заутреня в Малороссии». Николай Корнильевич Пимоненко, 1891 год.
«Пасхальная заутреня в Малороссии». Николай Корнильевич Пимоненко, 1891 год.

Дворяне старались не есть мяса в дни поста, но все же обедали вполне роскошно: рыба заменила мясо, часто как имитация ветчины и бекона; миндальное молоко заменило животное молоко в качестве дорогой немолочной альтернативы; искусственные яйца, сделанные из миндального молока, были приготовлены в выдувной яичной скорлупе, приправленной и окрашенной эксклюзивными специями.

-5
Следует отметить, что сами исключения из строгих ограничений поста часто делались для очень широко определенных групп.

Знаменитый философ и теолог Фома Аквинский (1225-1274) полагал, что дозволение не соблюдать пост должно быть предоставлено детям, старикам, паломникам, рабочим и нищим, но не бедным, пока у них есть какое-то убежище.

Совершенно не удивительно, что многие члены монашеских орденов, вполне осознано нарушили ограничения постов через интерпретации Библии.
-6

Поскольку больные были освобождены от поста, часто возникало мнение, что ограничения поста применялись только к основной столовой, и многие монахи-бенедиктинцы просто стали есть в лазарете без всяких ограничений.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.