Найти тему
Илья Соколов

"Преступление и наказание" как детективный триллер

Федор Михайлович Достоевский
Федор Михайлович Достоевский

Достоевский велик.
Достоевский бессмертен, как запальчиво отвечал Кот Бегемот в свое время.
Достоевский дал нам топор. В литературно-психологическом смысле, сочинив один из лучших криминальных романов на Руси.
Первая публикация «Преступления и наказания» приходится на 1866 год… Что изменилось в социальной конструкции с тех времен? Почти ничего. Другими словами – роман актуален? Да!
Но попробуем разобраться в этом явлении чуть подробней.
Возможно, не будет секретом, что в своем творчестве Федор Михайлович многое черпал у Чарльза Диккенса. Или это все же секрет? Во всяком случае, не стало исключением и «Преступление…».
Почти распевные мотивы жизни униженного, оскорбленного человека, претерпевающего острую нужду в деньгах, решающегося на отчаянный поступок и совершающий его, неизгладимо пролегают по изгибам текста; роман будто сходит с ума, где-то в глубине души горемычно плача вместе с самым сентиментальным читателем, расплачиваясь за содеянное полубезумным студентом Раскольниковым («Родину Романовых расколовшим»)…

Та самая сцена убийства из романа
Та самая сцена убийства из романа

Но все ли так просто, спросите вы? Заимствовал что-то у Диккенса, проигрался в пух и прах на рулетке, чтобы в полутьме, холоде и неуюте номера Висбаденской гостиницы начать сочинять первый вариант романа? Конечно же, нет…
Кстати, Достоевский сожжет потом ту первую рукопись «Преступления…», чтобы начать все сначала, в гораздо более модернистской манере, с некоторой оглядкой на хоррор-романтизм (здесь необходимо упомянуть рассказ «Сердце-обличитель» Эдгара Аллана По), но не отступая от заветов классического реализма, насколько это вообще возможно для криминального детектива в декорациях середины 19-ого века.
Да, именно так… По сути Достоевский написал чуть ли не первый нуар-триллер в литературной истории. В той или иной степени, все компоненты на месте: рефлексирующий убийца, он же главный герой (Родион Раскольников); маститый сыщик, напавший на след преступника (Порфирий Петрович); порочная, но чистосердечная красавица (Соня Мармеладова); почти демонический двойник главного героя (Свидригайлов); общая атмосфера и антураж. Само преступление, наконец!
Как же Достоевскому удалась сцена убийства… Шедевр саспенса. Какой там Роберт Блох со своим «Психозом». Федор Михайлович уделывает американского коллегу с разрывом почти в сто лет.

-3

Психологизм романа действительно зашкаливает. Сны Раскольникова, его почти что «белая горячка», разговоры со следователем (который словно «знает, что ты знаешь, что он знает»), самоубийство Свидригайлова, скоропостижная смерть Мармеладова и прочие во многом чудовищные моменты. Чудовищные в своей особой реалистичности. Такое даже сейчас может произойти (да что там – происходит почти повсеместно) с любым из нас.
Во многом именно по этой причине «Преступление и наказание» смотрится довольно современно. Даже стиль, язык, дыхание книги не выглядят архаичными (несмотря на речевые обороты той эпохи): всё живое, топографически узнаваемое (пусть и отраженное, чуть измененное, словно во сне), на удивление интересное…

-4

Присутствует в работе великого писателя и некоторый мистицизм, точнее – совпадения с реальными событиями, вполне мистические. К примеру, уже в период первой публикации в журнале «Русский вестник» одно издание, обозревающее происшествия («Московские полицейские ведомости»), сообщило о похожем преступлении, совершенном студентом университета.
А сцена с пьяным Миколой и загубленной лошадью (сон Раскольникова в первых главах книги), вроде бы намекавшая на власть в лице Николая Первого (Николай Палкин, как его прозвали в народе) и угнетение России, крепостное право в которой отменили только через шесть лет после его смерти, удивительным образом предсказала крах государства в период правления другого царя – Николая Второго.
Федор Михайлович будто увидел, почувствовал, что будет со страной за 50 лет до революции и Гражданской войны… Ох недаром в период пребывания в Омском остроге Раскольникову снятся вещие сны.
Однако в сновидениях Родиона встречаются и более кошмарные моменты:


Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, – так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся.

Стоит заметить, что роман практически не дает заскучать: он полон неожиданных поворотов, внезапных «сцен-концовок», заставляющих чуть ли не лихорадочно переживать за героев в последующей главе повествования.
Что до концовки – она спокойна (всё самое страшное в судьбе Раскольникова уже произошло, как бы говорит нам автор). Родиона и сопровождающую его в сибирской жизни Соню ожидает постепенное, почти размеренное перерождение. Обретение Бога внутри себя…
Вот примерно таков великий роман под призмой психологического триллера и детектива. Конечно же, он многогранен и в чем-то даже ослепителен. Почти как солнце: в одном случае иссушающее, в другом – дарующее новую жизнь.
Мрачное солнце мировой литературы.

Ф. М. Достоевский
Ф. М. Достоевский