Найти тему
Тёмная Эстетика

Ксеноморфы, зерги, тираниды и... строгги

Сегодня выпуск будет очень сумбурный. Но, в первую очередь, он о Гигере.

Вот, собственно говоря, человек, без которого бы не только не было ни только некоторых видео-игр, но и огромного пласта поп-культуры и кинематографа.
Вот, собственно говоря, человек, без которого бы не только не было ни только некоторых видео-игр, но и огромного пласта поп-культуры и кинематографа.

Визуальный образ чужих и их био-цикл придумал выдающийся швейцарский художник и дизайнер Гигер (R.I.P. 12.05.2014). Свои первые рисунки он начал публиковать в 1959 году, но судьбоносным моментом в его карьере стала публикация его третьего сборника рисунков "Некрономикон" (это было в 1977-ом), на который обратил внимание режиссёр Ридли Скотт. Результатом их (и некоторых других людей) сотрудничества стал вышедший в 1979 году фильм "Чужой", став не только культовым, но и порадив новый жанр фильмов.

Выглядит знакомо, ни правда ли?
Выглядит знакомо, ни правда ли?
Ксеноморф (Чужой, 1979).
Ксеноморф (Чужой, 1979).

Но в образ ксеноморфа ушло далеко не всё, что любил рисовать Гигер: в его картинах не мало эротического подтекста, а так же он был первым, кто начал скрещивать живую плоть с механикой. Между прочим, именно это легло в основу некоторых игр компании Id Software, особенно Quake 2 и 4 (в свою очередь, самый первый Квейк имеет бóльшую связь с Лавкрафтом). Вообщем, в Голливуде полёт мысли художника пришлось ограничивать и ставить логические рамки. Да и далеко не все были рады его участию – часть людей была открыто против, называя его работы мерзкими и аморальными. Но если бы не Гигер, не было бы того самого "Чужого". Как и тиранидов с зергами.

Никогда мир компьютерных игр ещё не был так близок к биомеханике Гигера, как в Quake 4 (2005).
Никогда мир компьютерных игр ещё не был так близок к биомеханике Гигера, как в Quake 4 (2005).
Всё тот же Quake 4. В Quake 2 и 4 игроку предстоит противостоять инопланетной расе строггов. Строгги когда то крайне давно были если не людьми, то крайне похожей на нас расой, но, в процессе технического прогресса что-то пошло не так, в результате чего механика и ИИ взяли вверх над живым началом строггов – теперь их мозги контролируются чипами и централизованным ИИ, а плоть – всего лишь запчасть в их роботизированных телах и технологиях.
Всё тот же Quake 4. В Quake 2 и 4 игроку предстоит противостоять инопланетной расе строггов. Строгги когда то крайне давно были если не людьми, то крайне похожей на нас расой, но, в процессе технического прогресса что-то пошло не так, в результате чего механика и ИИ взяли вверх над живым началом строггов – теперь их мозги контролируются чипами и централизованным ИИ, а плоть – всего лишь запчасть в их роботизированных телах и технологиях.
-6

Существует такое популярное мнение, что Blizzard украли идею зергов, нагло слизав их с тиранидов из Вархаммера. Это, конечно, не правда. Точнее говоря, не совсем правда. Может они что и подсмотрели, но, если уж бросаться радикальными обвинениями, как это делают фанаты Вархаммера, то и Starcraft, и Warhammer 40k украли свои идеи у Гигера, а так же кинофраншизы "Чужих". И если раньше об этих схожестях мало кто знал, поскольку Warhammer была настольной игрой, то в 2004 году, когда вышла первая компьютерная игра по Вархаммеру, орды мировой школоты подключились в дело и раздули из мухи слона так, что мама не горюй. Никакого Гигера, конечно же, они не знают. Хорошо, если хотя бы о чужих слышали.

Зерг (Starcraft Remastered, 2017).
Зерг (Starcraft Remastered, 2017).

1 из резких аргументов в пользу того, что зерги обязаны именно кинофраншизе "Чужих", это демо игры 1997 года. Там была мини-кампания, из 4 миссий. Позже выяснилось, что кампания была обрезана, её выложили в свободном доступе на официальном сайте игры (до сих пор там!), в ней 6 миссий, а называется она Precursor. Так вот, зергов там не было! Точнее говоря, сами они то были, но называли их исключительно ксеноморфами. Отдельно стоит отметить, что зерги всё же ещё не мало взяли от инопланетных жуков из "Космического десанта". К тому же, обе игровые расы наверняка ещё создавались под влиянием другой культовой киноленты, "Нечто" 1984 года.

Гигер на фоне двух своих картин.
Гигер на фоне двух своих картин.

Другой весомый аргумент это 1 из центральных сюжетных ходов в Старкрафте: якобы смерть женщины по имени Керриган, которая потом неожиданно вернулась, будучи уже трансформированной в зерга. Похожая история произошла и кинофраншизе "Чужих": в самом конце третьего фильма женщина по имени Рипли умирает, а в четвёртом фильме она возвращается как генетический гибрид человека с ксеноморфом. Правда, в Старкрафте эта история повёрнута в противоположную сторону: если Рипли смогла в себе сохранить человеческое начало, даже не смотря на то, что больше таковой не являлась, то Керриган (по крайней мере, до выхода второй части игры очень много лет спустя) сохранила от человечности только свой гуманоидный внешний вид и способность разговаривать.

Рипли в руках обычного ксеноморфа (Чужой: Воскрешение, 1997).
Рипли в руках обычного ксеноморфа (Чужой: Воскрешение, 1997).
Надо сказать, новый вид чужого из четвёртой части (1997) выглядит ужасней всех. Наверное потому, что самый человечный.
Надо сказать, новый вид чужого из четвёртой части (1997) выглядит ужасней всех. Наверное потому, что самый человечный.
А вот Керриган. Похожа же, не?
А вот Керриган. Похожа же, не?

Я не играл ни в 1 из Вархаммеров, ни настольный, ни компьютерный (возможно, зря). Но я помню, что читал большую рецензию в игровом журнале в 2004, с кучей скриншотов и... не могу сказать, что я увидел много схожего со Старкрафтом, как и чего-то особо экстра оригинального. Так же, исходя из того, что мне попадалось в интернете, у меня сложилось впечатление, что Warhammer это просто винегрет из штампов фэнтези и фантастики, а так же с излишне пафосным комиксным душком. Орки, нежить, эльфы, люди в тяжелой броне, космические монстры, большие пушки... где этого не было?! К тому же, многие забывают (а скорее, просто не знают) про мейнстрим в прошлом веке: благодаря "Звёздным воинам" и "Чужому", космическая тематика породила такую огромную армию фильмов (а затем, и игр), что хрен ты их всех вспомнишь. И это не говоря уже о том, что 20 век это был золотой век фантастики и научной фантастики в литературе. Так что все эти сравнения близки к обвинению в плагиате рок-групп на основании того, что у тех и тех есть, гитарист, басист и барабанщик.

Настольные фигурки тиранидов.
Настольные фигурки тиранидов.
Как не трудно заметить, абсолютно все намёки на сексуализацию ксеноморфов у тиранидов убраны, не говоря уже об оригинальных картинах Гигера. Но всё равно, откуда ноги растут, проследить легче простого.
Как не трудно заметить, абсолютно все намёки на сексуализацию ксеноморфов у тиранидов убраны, не говоря уже об оригинальных картинах Гигера. Но всё равно, откуда ноги растут, проследить легче простого.

Существует ещё 1 спорный момент – отсутствие своих личностей и контроль одним верховным разумом. Не знаю, откуда ноги растут этой идеи у Вархаммера, но разработчики Старкрафта признались, что позади этой идеи у зергов стоял негативный образ коммунизма. Так что подобные качества зергов вполне можно считать наследием холодной войны. Вполне возможно, что на тиранидах напряженные отношения между США и СССР тоже нашли своё отрожение. Если кто в курсе, пишите в комментариях. Ну и идея тоже не уникальная. Например, тоже самое было в фильме "Тёмный Город" 1998 года, уже давно как классика фантастики.

Многие картины Гигера очень сексуализированы. Начиная от лёгкой эротики, заканчивая почти что порнографией.
Многие картины Гигера очень сексуализированы. Начиная от лёгкой эротики, заканчивая почти что порнографией.
-15
-16

Вывод (по поводу спора о зергах и тиранидах): не стоит бросаться с резкими обвинениями раньше времени, особенно в искусстве. Возможно, тем самым вы просто выставите себя дураком в глазах более эрудированного человека. В конце концов, разные люди вполне могут прийти к схожим идеям независимо друг от друга (но в случаях, как этот, речь скорее об общем источнике вдохновения). И если вам кажется, что вы придумали что-то абсолютно новое, то перепроверьте, для начала, в греческой мифологии и симпсонах. Что же до Гигера, то его идеи могут эксплуатироваться ещё долго.

P.S.

Помимо прочего, Гигер нарисовал не мало обложек для разных групп, исполняющих тяжелую музыку.
Помимо прочего, Гигер нарисовал не мало обложек для разных групп, исполняющих тяжелую музыку.

Среди исполнителей тяжелой музыки, Гигер был в почете. Так, например, в память об умершем художнике, Behemoth сделали клип со стилизацией под Гигера, но не забыв про своё собственное амплуа.