Найти в Дзене
bookwoorm

Мариша Пессл Проснись в Никогда

Как только сюжет истории вырулил к точке "зацикливания" в Никогда, книга ушла на виртуальную полочку моей памяти, где уже были "День сурка" (классика жанра), "Донни Дарко", Матрица времени", "Детонатор". Меня совсем не смутила принадлежность к разным видам искусства - хотя бы потому, что и книга эта не воспринимается как законченное в себе произведение, а скорее как исходный материал к чему-то еще - к фильму, например. Может получиться отличный сценарий. Так удачно дополняют друг друга "Прежде, чем я упаду" Лорен Оливер и фильм "Матрица времени".

Как в этой книге разворачивается философия перемещения во времени, как представлена проблема выбора между собственным спасением и жизнями других людей? В каждом из произведений подобного плана дается свое решение. Самое оригинальное для меня в "Детонаторе" - я так до сих пор не разобралась в фильме - надо пересмотреть, возможно и один раз. Мариша Пессл не мучает своего читателя и устами Хранителя четко формулирует принцип организации этого хронотопа - "Вы все почти мертвы. Зависли меду жизнью и смертью. Время для вас намоталось на осколок реальности, образовав замкнутую на саму себя потенциальность, именуемую "Проснись в Никогда". Читателю, как и героям, не надо и самостоятельно искать решения задачи освобождения - "В течение трех последних минут каждого пробуждения каждый из вас должен проголосовать. Выбрать того единственного, кто выживет. Он вернется к жизни, остальные же умрут по-настоящему." Часть 1 книги - это описание спектра возможных вариантов проживания своего "Никогда" героями - читать было откровенно не интересно. Повествование оживляется во 2 части с появлением у героев общей (почти) цели - найти разгадку недавней гибели их общего друга. Общее дело формирует для персонажей и общее на всех Никогда.

Не самая интересная книга из серии историй про "петлю времени". Возможно, потому что мне уже давно не 15-17 лет. Но я помню себя в том возрасте - да, тогда мне бы многое отозвалось, нашли бы отклик переживания героини и пр.