В ожидании вывода пяти полков осенью 1986 года из Афганистана, началась усиленная подготовка к этому событию. На нашем направлении через Кушку должны были выйти 3 полка: Зенитно-ракетный, мотострелковый и танковый.
Моему взводу была поставлена задача отвечать за сохранность моста через реку Герируд.
Эту задачу я принял со своими подчинёнными с восторгом. Ещё бы, целый месяц без построений, нарядов, мотанием по пустыне, глотая пыль.
Взводу приказано было разместиться под мостом, прямо на берегу реки, где можно было купаться до одури, стираться и ловить рыбу.
Конечно, нужно было отрывать окопы, укрытия для техники, минировать подступы к мосту.
-За мост отвечаешь, -после короткого инструктажа заявил командир полка. Это дело государственной важности, докладывать лично мне каждое утро и каждый вечер.
Вначале хотели дать миномётчиков для прикрытия, я даже сбегал в палатку к Валерке Зубареву, командиру миномётного взвода. Только размечтались как мы будем проводить время под мостом, как поступила команда "Отставить". Дескать у тебя две заставы по берегам реки.
Так что из техники у меня был УРАЛ, загруженный минами, ящиками с тротилом и малозаметными препятствиями, а также маскировочными сетками, Естественно БТР-70 с сапёрами и танковый тягач с крупнокалиберным пулёмётом ДШК.
В Афганистане эти тягачи оборудовали танковыми тралами, закрепили крупно калиберный пулемёт ДШК и поставили на вооружение в инженерно-сапёрную роту. Конечно тралы широко использовались и на танках, которые пускали впереди колонны, но были случаи, когда наезжал на фугас, что приводило не только к потери машины, но и гибели танкистов.
Так что тягач был более эффективен, так как он весил намного меньше танка, был дешевле в производстве, а главное - расчёт был только два человека. А на опасном направлении вообще оставляли одного механика-водителя.
Наконец закончились все наставления, проверки, инструктажи и я со взводом двинулся в район Герадского моста. Возглавлял колонну тягач, как самое тихоходное средство. Я сидел на месте механика-водителя и дёргал рычаги.
Сколько в Союзе я получал втыков, что при каждой возможности садился за управления инженерной техники, но это всё не прошло даром. В Афганистане особо и не обращали на это внимание. Бывало при совершении марша колонна остановиться на ночной привал, а механик водитель провозиться всю ночь исправляя неисправность.
А утром снова вперёд! И тогда за руль или рычаги приходилось садиться командирам.
Колона благополучно прибыла в заданный район. Отдав приказ полчаса отдохнуть, окунуться в реке и приступить к оборудовании позиции, я направился в блиндаж начальника заставы уточнить совместные действия...
автор Александр Калинин