Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

Чем выставка Репина может запомниться первокласснику?

В Новой Третьяковке полным ходом идёт выставка, которую сам музей назвал самой ожидаемой выставкой года. Я уже делилась с вами своими впечатлениями. На днях я вернулась в галерею — теперь уже в компании восьмилетнего джентльмена. Делюсь его впечатлениями.

Это я, искусствовед Зарина Асфари. А джентльмен предпочёл остаться за кадром. (Фото — Ксения Канке)
Это я, искусствовед Зарина Асфари. А джентльмен предпочёл остаться за кадром. (Фото — Ксения Канке)

В картине "Садко" внимание моего спутника привлекли не морские царевны, а их подданные — акулы, золотая рыба и морская звезда. Садко надменным заморским русалкам предпочёл русскую Чернаву, но, когда тебе 8 лет, приятнее провести время в компании французской рыбачки. Её портрет висит рядом с "Садко".

"Может быть, это мальчик? Нет, она в юбке, значит, девочка. Она лохматая, грустная и в старой одежде — значит, бедная. У неё в руках пустая сеть — значит, голодная. Мне её жалко. Я бы её накормил и поделился бы с ней лего и машинками. А одеть я бы её не смог, потому что у меня только мужская одежда".
"Садко", 1876, ГРМ; "Нищая (Девочка-рыбачка)", 1874, Иркутский областной художественный музей
"Садко", 1876, ГРМ; "Нищая (Девочка-рыбачка)", 1874, Иркутский областной художественный музей

Потом мы долго любовались 12-летней Верой, дочкой художника. Мой друг наслаждался игрой солнечных зайчиков, безоблачным небом и лёгким настроением. Он решил, что Вера сидит на сломанной ветке, и это ему понравилось: озорная девчонка, хулиганистая!

"А лето на картине потому, что у нас сейчас лето, и они специально так выставку сделали, чтобы на картинах было то же, что у нас!"

Спустя время мы проходили мимо портрета девушки в чёрном платье, и у нас случился замечательный диалог:

— Знаешь, кто это?
— Нет, а кто?
— Это та самая Стрекоза! Помнишь? Вот она чуть-чуть подросла и стала такой.
— Ой. Это уже не стрекоза. Это жук. Чёрный жук.

И правда!

Мы провели много времени и у хрестоматийной картины "Не ждали". Мой спутник сам понял, что отец семейства вернулся из тюрьмы. Потому что старший сын удивлён и рад, а младшая дочка удивлена и напугана. Мы решили, что она была маленькая, когда отца забрали, и не знает, что за человек пришёл в дом. Он одет в тёплую, но очень старую одежду, оброс и исхудал. Есть, чего испугаться! Но самое интересное — немой диалог жены и мужа:

"Он входит к себе домой неуверенно, потому что он давно не был дома и боится, что его не примут. Скажут: "Мы привыкли без тебя, нам уже не нужен отец, уходи!" Но они его примут! Мальчик сейчас вскочит и побежит к папе. И мама, она уже встала с кресла и стоит так, как будто не верит глазам, но уже наклонилась вперёд и сейчас бросится обнимать мужа".
"Не ждали", 1884-1888, ГТГ
"Не ждали", 1884-1888, ГТГ

А больше всего моему другу запомнилась совсем неожиданная для первоклашки картина. Я даже не собиралась его к ней подводить, он сам обратил на неё внимание. Его привлекло противоречие — девушка такая бледная, в изголовье цветы — явно мёртвая. Но ощущения трагедии нет, есть ощущение чуда и знание, что она скоро оживёт.

"Воскрешение дочери Иаира", 1871, ГРМ
"Воскрешение дочери Иаира", 1871, ГРМ

Мой друг расстроился, что это случилось давно, аж 2000 лет назад. Почему сейчас такого не бывает? Есть те, кого ему хотелось бы вернуть. И мне тоже.

Сразу после того, как мы вышли с выставки, в ход пошли цветные карандаши, и прямо в холле музея родилась миниатюра по мотивам свежих впечатлений. По-моему, сюжет узнаваем мгновенно!

"Она умерла, но он её оживит", 2019, Частное собрание
"Она умерла, но он её оживит", 2019, Частное собрание

А вы водили детей на эту выставку? Что им особенно понравилось? Какие их мысли вас удивили? Поделитесь в комментариях, обязательно поставьте лайк и подпишитесь на мой канал!

Читайте также:

Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!