Построить карьеру руководителя может оказаться непросто. Эта роль требует исключительного уровня ответственности в различных областях, начиная от достижения заданного уровня продаж до управления производительностью персонала. Несмотря на то, что список обязанностей может различаться в зависимости от компании, все руководители отвечают за то, чтобы их подразделения добивались успеха и работали с максимальной отдачей.
Талант к мотивации
Чтобы эффективно справляться со своими обязанностями, вы должны уметь вдохновлять, направлять и воодушевлять коллектив, чтобы сотрудники могли работать с полной самоотдачей. Но это невозможно, если вы не создаете впечатление профессионала или не обладаете харизмой. Чтобы ваши подчиненные захотели сделать для вас все возможное и невозможное и помочь компании выполнить производственный план и достичь поставленных целей, вы должны завоевать их уважение и доверие. Ключевыми навыками мотивации на работе являются:
- Выявление сильных и слабых сторон персонала и коллектива в целом, а также личностных качеств сотрудников
- Построение эффективных стратегий мотивации
- Разъяснение ожиданий и сфер ответственности в рамках должностных обязанностей и проектов
- Конструктивная обратная связь с членами команды
- Признание достижений отдельных сотрудников
- Решение конфликтных ситуаций между членами команды
- Устранение последствий некачественной работы
Планирование и организация
На руководящей должности вы будете нередко получать указания от вышестоящего начальства, содержащие целевые показатели или минимальные объемы выручки, которых вам предстоит добиться. В ваши обязанности входит определить пути достижения этих целей, начиная с поиска новых направлений развития компании до оптимизации рабочего процесса с целью экономии времени и денег. Примерами планирования и организационных возможностей могут служить:
- Физическая организация (составление расписания работы, управление ресурсами, творческое мышление)
- Планирование (стратегическое планирование, планирование численности персонала, принятие решений, управление проектов, делегирование полномочий)
- Командная работа (делегирование задач, взаимодействие, постановка целей, анализ проектов, лидерство)
- Организация событий (совещания с сотрудниками, конференции, тренинги, сезонные праздники)
- Составление и презентация квартальных и годовых отчетов
Общение
Чтобы эффективно работать со своей командой, вы должны в совершенстве освоить искусство общения. Вы должны обладать превосходными навыками устной речи, чтобы суметь точно донести свои ожидания и замечания, но одновременно вам нужно уметь внимательно слушать, чтобы понять слабые или проблемные места. Кроме того, вы должны уметь произвести впечатление успешного руководителя, чтобы выглядеть профессионалом на встречах с деловыми кругами и представителями власти. Среди важных навыков общения стоит отметить:
- Умение активно слушать
- Доброжелательность
- Открытость всему новому
- Обратная связь (ясность, лаконичность, позитивная мотивация)
- Уверенность
- Невербальное общение (язык тела, зрительный контакт, интонация, жесты)
- Чуткость
- Уважение
Принятие решений
На руководящей должности вы не сможете позволить себе перекладывать принятие ключевых решений на других – это ваша зона ответственности. Каждый день вам придется принимать решения – иногда незначительные, а иногда исключительно важные. Вы должны быть готовы к этому и эффективно оценивать ситуацию, определять возможности и выбирать наиболее выгодный для компании план действий.
Это могут быть трудные решения; они могут требовать сделать непростой выбор, например, уволить ли кого-нибудь или распустить целую команду. Вы должны быть готовы сделать трудный выбор ради блага компании. Вам предстоит принимать следующие типичные решения:
- Решения о найме и увольнении
- Построение и управление командой
- Распределение задач
- Решения о повышении по службе
- Планирование переработок
- Распределение бюджета
Технологии
Будучи руководителем, вы должны быть готовы общаться с подчиненными и начальством в любое время суток. Поэтому вы должны свободно владеть приложениями для смартфонов, программным обеспечением для онлайн конференций и другими программами. Вам также понадобятся программы управления проектами для контроля этапов работы и сфер ответственности сотрудников. В компаниях часто используются следующие компьютерные технологии:
- Пакет Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint, Access, Outlook)
- QuickBooks или иные бухгалтерские программы
- Технологии для видео конференций, например, Skype или Zoom
- Системы взаимодействия с клиентами
- Системы контроля уровня запасов
- Программы управления проектами (Microsoft Project, SAP for Project Management, Evernote)