На сайте "Русская Стратегия" вышла моя статья о вологодском губернаторе с 1906 по 1910 годы Алексее Хвостове. Данный текст является сокращённой версией оригинального, который является частью моего цикла «Вологда затерянная и найденная». Этот цикл посвящён знаменитым вологжанам и людям, связанным с Вологодчиной – жившим и действовавшим до 1917 года и не относящимся к советскому периоду. Одним из таких людей был Алексей Николаевич Хвостов.
***
Вместо Лодыженского 2 июня 1906 года был назначен решительный тульский вице-губернатор Алексей Хвостов, которому премьер-министр Столыпин поручил навести порядок в губернии. По приезду в Вологду новый губернатор произнёс следующую речь 13 июля 1906 в помещении губернаторского дома при вступлении в должность:
«В смутное время, переживаемое теперь Россией, Государь Император манифестом 9-го июля призывает всех сплотиться вокруг Престола для мирного обновления Родины. В этих словах, господа, отныне предуказывается весь смысл и цель нашей деятельности. Не партийной клеветой и насилиями совершится обновление: оно может быть достигнуто только широкой законностью, честной гласностью и твердостью власти при охране безопасности всех и каждого. Проникнутый этими началами, с Божией помощью, я, во всеоружии власти буду охранять спокойствие Высочайше вверенной мне губернии и прошу вашей помощи и содействия».
И порядок вскоре, действительно, был наведён. «Союз охраны» и общество «Помощь» были распущены. Торговля оружием взята под государственный контроль.
«Ни о каких манифестациях и митингах и мечтать не сметь без моего разрешения! Нарушителей будет ждать суровое наказание!», решительно заявил губернатор.
Ссыльных стали рассылать по отдалённым местам губернии. В 1908 году все принимавшие участие в погроме Народного дома были помилованы судом, поскольку действовали из чувства глубоко патриотизма, как было отмечено в заключительном вердикте. Лишились своих должностей и городской голова Иван Клушин (заменён Сергеем Михайловичем Яковлевым), и глава городской управы. Все попытки выступлений смутьянов были решительно подавлены. Губерния обрела покой. В 1907 году Хвостов пожалован камергером Высочайшего Двора – признание заслуг в деле борьбы со смутой. Не могу не отметить, что у Алексея Николаевича был к революционерам личный счёт: 12/25 августа 1906 года во время взрыва на Аптекарском острове (где тогда находился на даче премьер Столыпин, которого собирались убить эсеры-максималисты) погиб его дядя, чиновник МВД д.с.с. Сергей Алексеевич Хвостов.