Найти в Дзене
Налог-Налог.ру

Счета самозанятых будут блокировать реже

Оглавление

Волна блокировок счетов и вызванное этим возмущение вылилось в то, что Банк России решил смягчить условия по контролю за счетами самозанятых лиц. Теперь банки обязаны учитывать статус клиента при принятии решений о приостановке операций по его счетам. Подробнее о том, как облегчили жизнь самозанятым гражданам, узнайте из нашей статьи.

Почему счета самозанятых блокировали чаще всего?

Закон № 115-ФЗ обязывает банки мониторить «подозрительные» операции по счетам. И именно категория самозанятых приняла на себя основной удар – ведь многочисленные переводы, получаемые на карту от других физлиц или даже компаний, не могут не привлечь внимания со стороны проверяющих.

В большинстве банков имеется запрет на использование счетов физлиц в целях предпринимательства. Поэтому, до выяснения статуса клиента, его счет чаще всего блокировался. Такой риск не исчезал и тогда, когда у банка имелись данные о регистрации физлица в налоговой в качестве самозанятого лица – счет блокировался, если операции сочли подозрительными. Т.е. в глазах банка статус самозанятого не давал никаких преимуществ перед остальными клиентами в рамках исполнения требований закона № 115-ФЗ.

Теперь же Банк России рекомендует банкам более лояльно относиться к счетам, на которые поступают доходы самозанятых лиц.

Нужно ли клиенту уведомлять банк о своем статусе самозанятого?

Для того, чтобы избежать лишних хлопот, клиенту лучше самому уведомить банк о своем статусе самозанятого лица. Сделать это можно, подав в банк письменное заявление. Также желательно завести для доходов, полученных от предпринимательской деятельности, отдельный самостоятельный счет. Однако, обязанности делать это у клиента нет.

Банк может уточнить статус клиента и самостоятельно – на сайте ФНС. Теперь Центробанк рекомендует банкам указать такой пункт отдельной строкой в анкете клиента, и сохранить информацию в своей базе данных. Это поможет сэкономить время проверяющих, чтобы не блокировать счет клиента по ряду несущественных признаков.

Что делать, если счет самозанятого все же заблокировали?

Наличие у банка информации о том, что лицо оформлено как самозанятое, снимает ряд вопросов к проводимым по счету операциям. Что, соответственно, снижает и риск блокировки счета.

Однако, если у банка все же появились вопросы касательно операций по счету самозанятого лица, необходимо как можно скорее их снять. Клиент может предоставить в кредитную организацию две справки:

· актуализированную справку о регистрации в ФНС в качестве самозанятого;

· справку о полученных за период доходах.

Сформировать их можно в приложении «Мой налог» или в личном кабинете на сайте ФНС. Если после предоставления документов вопросы не были сняты, значит, дело касается не сомнений в статусе клиента, а имеют место нарушения закона № 115-ФЗ.

Итоги

Так как деятельность самозанятых лиц чаще всего давала повод для блокировки счетов, Центробанк рекомендовал банкам учитывать статус клиента при принятии решений о приостановке операций по счету. Самозанятым желательно уведомить банк о своем статусе, либо банк может выяснить это самостоятельно.

О других новостях, касающихся режима НПД, узнайте в нашей рубрике «Самозанятые».