Какие существовали стандарты красоты на протяжении почти 300 лет истории Екатеринбурга для девушек, которых собирались выдать замуж.
Высокая грудь и пышные бёдра
Золотым веком бодипозитива были первые годы существования Екатеринбурга. Но, справедливо будет сказать, что успех могла иметь любая девушка, женщин катастрофически не хватало. Люди простого звания, подыскивая невесту, обращали внимание на ширину бедер и высоту груди. Пышная грудь, была не только признаком будущих тактильных удовольствий, а рассматривалась, как готовность к вскармливанию потомства. Черты лица предпочитали правильные: длинный прямой нос, полные губы, высокий лоб, а волосы — густые.
В начале XVIII века в России высокие бобровые боярские шапки заменили пышные парики, а сарафаны — платьями на кринолинах. Мужчинам пришлось принять к сведению, что румяные, подкрашенные свёклой щеки — признак принадлежности к низшим классам. Сквозняком из прорубленной Петром двери в Европу надуло моду из европейских салонов. В Европе царило рококо, и ценилась «фарфоровая» красота. Женщина должна была быть похожа на фарфоровую куклу. Показаться посторонним без пудры и румян рассматривалось как неуважение к людям, с которыми встречаешься. Плотный макияж был средством игр с возрастом. Обильный слой пудры давал старушкам возможность притвориться молодыми, а юным превращать себя в солидных дам.
Но чаще всего состоятельные женихи выбирали красотку не из салонов, а по предварительному сговору родителей. Главным было, чтобы деньги не ушли из семьи. Состояние определяло степень красоты будущей невесты. Несмотря на довольно вялое развитие публичной жизни, мода не стояла на месте.
Обнаженные плечи и бледная кожа
Великая французская революция принесла моду на светлые волосы. Блондинки решительно сбросили с пьедестала красоты брюнеток. Полнота перестала быть обязательным атрибутом красавицы. В моду вошла естественность, только достигалась она иногда нетривиальными методами. Для получения благородной бледности красавицы пили уксус, а легкий румянец обеспечивали свежей земляникой. У представительниц высшего сословия ценилась белизна и ровность кожи. Безусловным эталоном для уральских салонных дам стали жены промышленников Демидовых. Самой известной из списка признанных красавиц была супруга Павла Демидова Аврора Шернваль. Её наряды, привезенные из петербургских салонов и заграницы, поражали откровенностью.
Красотки эпохи наполеоновских войн, обнажив плечи, казалось бы, выпустили наружу порочную чувственность. Но уже через пару десятилетий, женщина была плотно укутана в строгие платья. Мужчинам приходилось лишь догадываться, что скрывают длинные подолы. Иконой стиля эпохи промышленного капитализма стала ленивая красавица, по детски свежая, но намекающая на возможность общения.
Красотв среднего класса
Писатель Мамин-Сибиряк, успевший написать двенадцать романов о жизни на Урале, снова и снова возвращался к образу, который ценили его современники. Его красавицы выглядели так: «В ней всё было красиво: и небольшой белый лоб с шелковыми прядями мягких русых волос, и белый детски пухлый подбородок». Самое употребляемое мужское слово, описывающее вожделенную красотку — «пикатная».
Мода, дав послабление парикам, решительно взялась за женские талии. Девушка могла быть полноватой, длинная одежда выравнивала проблемные фигуры, но у каждой должна была быть талия, подчеркнутая корсетом. Слишком худыми быть не приветствовалось — это считалось признаком болезненности.
Фитоняшки столетней выдержки
В начале XX века пришла мода на занятия спортом. Это была настоящая революция, изменившая отношение к женскому телу. Титул главной фитоняшки безоговорочно присвоила золотая королева — жена золотопромышленника Гавриила Казанцева — Вера. В качестве спортивного снаряда Казанцева выбрала велосипед. Сначала она каталась на велосипеде во дворе своей усадьбы, а затем стала участвовать в коллективных велосипедных прогулках.
Об одной из таких прогулок пресса писала: «На днях можно было видеть группу из шестнадцати человек, которая потом в стройном порядке прокатилась по главным улицам. Группа была украшена присутствием четырех велосипедисток, из числа которых одна была одета в незаменимый, по удобству для езды на велосипеде, рациональный костюм, то есть в свободную рубашку-куртку и широкие шаровары. Костюм не только не безобразил, но и шел к ней замечательно, еще более выделяя красивую наружность и стройный стан смелой велосипедистки-инициаторши, ради удобства откинувшей смешные предрассудки педантизма и рутины…»
Стройность, простота и изысканность к началу XX века стали главными трендами, подталкивающими женскую моду.
Индекс юбки и цвет макияжа
Накануне революции в моде вновь был неестественный макияж: бледная до белизны кожа, подведенные тенями, ярко накрашенные глаза. Эксцентричность появлялась в моде в эпоху НЭПа. Второй модный срыв случился после войны в эпоху стиляг.
После революции в моде был тип фигуры а-ля физкультурницы, способной стоять у станка, рожать крепких здоровых детей, ставить спортивные рекорды. От сексуальной свободы 1920-х, общество очень быстро вернулось к пуританству.
Только после войны, в 1948 году в Свердловске открылся первый Дом моделей. Государство решило формировать вкус своих граждан.
Осиная талия и маркирование одеждой
Начало 1960-е можно считать эпохой социального равенства. Спортсменки, комсомолки, красавицы — этот идеал транслировался через экраны и был благосклонно воспринят обществом. Вновь в женской моде оказалась стройность, подчеркнутая пышной юбкой и узкой талией.
После 1960-х особенных требований к форме тела мода не предъявляла. Стройные девушки имели больший успех, но внешняя сексуальность пошла на спад. Маркером социального положения стала одежда, в которой ценилось не столько гармоничность и сочетание, сколько бренд. Для того чтобы не отстать от трендов, женщины массово делали химию и втискивали ноги в сапоги-чулки, покупали крепдешиновые платья, джинсы. Наличие в гардеробе шапки-формовки или мехового капора, шубы, золота — цепочек, колец, серёг, запаха определенного сорта духов, должны были убедить жениха, что он сделал правильный выбор. Разглядеть за странными атрибутами красоту было не так-то просто, да и в целом не важно. Традиция раннего брака до 23 лет, обеспечивало мужьями почти всех заинтересованных.
Красота как капитал
Новые тенденции в моде пришли с развитием телевидения и появлением видеомагнитофонов. Страну накрыло модой на аэробику, культовым персонажем стала Джейн Фонда. Неожиданно красота стала товаром, который позволял стартовать вверх социальному лифту. В 1988 году в Москве прошел первый конкурс красоты. Официально первую Мисс Екатеринбург выбрали в 1998 году.
К этому времени тенденции женской моды определяли подруги главарей бандитских кланов. Некоторые из них успешно выросли до статуса жен, другие растворились в небытии. Это было стройные, длинноногие красавицы, с высокими скулами, подчеркнутыми румянами, полноватыми губами с нанесенной яркой помадой. Их первоочередным умением было ношение шпилек высотой от 9 до 12 сантиметров. Востребованность женской красоты заставила девушек массово сесть на диеты и это был первый шаг к спортивному, естественному обществу, в котором мы живем.