Найти в Дзене
Васильева Татьяна

Одна история - о расплате

Новости с пасек тревожно гудят: массово гибнут семьи пчел в Татарстане (Заинский, Мензелинский, Мамадышский, Нижнекамский, Высокогорский и Сабинский районы), в Липецком крае, в Новосибирской области (особенно Черепановский район), в Ульяновской области, в Башкортостане (хозяйства Миякинского, Кармаскалинского, Бижбулякского, Иглинского, Стерлитамакского, Илишевского, Федоровского и Уфимского районов). Некоторые пасеки потеряли до 70% пчел. О сборе меда даже речь не идет. И даже не о судьбах конкретных хозяйств уже речь. И тревога, конечно, не о том, что цены на мед взлетят… «У нас опустились руки. Плачут даже мужчины. Даже не хочется идти на пасеку и что-то там делать. Все наши надежды и планы на этот год рухнули. Больше всего мы боимся, что это будет продолжаться каждый год. Мы можем купить новых пчел, но где гарантии, что и их не уничтожат?» — сокрушаются пчеловоды (источник: https://sntat.ru/obshchestvo/u-nas-opustilis-ruki-plachut-dazhe-muzhchiny-tatarstanskie-pchelovody-/?utm_re

Новости с пасек тревожно гудят: массово гибнут семьи пчел в Татарстане (Заинский, Мензелинский, Мамадышский, Нижнекамский, Высокогорский и Сабинский районы), в Липецком крае, в Новосибирской области (особенно Черепановский район), в Ульяновской области, в Башкортостане (хозяйства Миякинского, Кармаскалинского, Бижбулякского, Иглинского, Стерлитамакского, Илишевского, Федоровского и Уфимского районов). Некоторые пасеки потеряли до 70% пчел. О сборе меда даже речь не идет. И даже не о судьбах конкретных хозяйств уже речь. И тревога, конечно, не о том, что цены на мед взлетят…

«У нас опустились руки. Плачут даже мужчины. Даже не хочется идти на пасеку и что-то там делать. Все наши надежды и планы на этот год рухнули. Больше всего мы боимся, что это будет продолжаться каждый год. Мы можем купить новых пчел, но где гарантии, что и их не уничтожат?» — сокрушаются пчеловоды (источник: https://sntat.ru/obshchestvo/u-nas-opustilis-ruki-plachut-dazhe-muzhchiny-tatarstanskie-pchelovody-/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).

Обложка издания: Майя Лунде. История пчел. М., Фантом Пресс, 2018.
Обложка издания: Майя Лунде. История пчел. М., Фантом Пресс, 2018.

Эта история почти апокалиптическая. Почти — потому что человечество, конечно, не вымрет одномоментно, если вдруг пчел — и других насекомых, опыляющих растения — не станет. 

Книга Майи Лунде «История пчел» рассказывает сразу о трех пространственно-временных локациях. Одна — в Англии середины 19 века, вторая — в Америке, наши дни. Третья — наше возможное будущее в конце 21 века, место событий — Китай. Последнее — уже без пчел.

Сегодня популярными становятся экопоселения — без всех благ цивилизации. Некоторые идеологи таких поселений честно полагают, что проблемы современного будущего начались именно в 19 веке — с промышленной революции, изобретения парового двигателя, появления машин и электричества.

Может, поэтому автор начинает свое повествование именно с этого периода. Уильям Сэведж — ученый-энтомолог, пытается придумать качественно новый улей. Что в этом плохого? Да вроде бы ничего. Обычный неудачник, пытающийся улучшить то, что уже до него улучшили — пока плохо развиты средства распространения информации, он просто не знал, что такой улей уже существует, и пасечники его используют.

А вот наши дни, Америка. Пасечник Джордж Сэведж сталкивается с массовой гибелью своих пчел. Необъяснимо, непонятно. Его сын, Том Сэведж, напишет о их мытарствах книгу «Слепой пасечник».

Будущее, не такое уж и далекое — 2098 год, Китай. Пчел уже нет. И других насекомых, что ранее опыляли естественным путем все растения — и те плодоносили — тоже не стало. На деревьях теперь роль пчелок выполняют люди, которые кисточками наносят на пестики цветов пыльцу. Работа адская, муторная, но без нее не будет урожая, а значит, не будет и еды. Сцены, которые описывают постапокалиптический Пекин, ужасают: город пуст, единицы озлобленных и голодных людей селятся по окраинам.

Ерунда, такого не будет? Всего лишь сводки новостей: 

Ульновская область, фото источник:https://misanec.ru/wp-content/uploads/2019/07/IMG_4289.jpg
Ульновская область, фото источник:https://misanec.ru/wp-content/uploads/2019/07/IMG_4289.jpg

«Во многих районах Ульяновской области стали массово гибнуть пчелы. Сами пчеловоды связывают это с обработкой полей ядохимикатами» (источник: https://misanec.ru/2019/07/12/горы-трупов-и-огромные-убытки/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop).

Татарстан, фото источник https://sntat.ru/obshchestvo/u-nas-opustilis-ruki-plachut-dazhe-muzhchiny-tatarstanskie-pchelovody-/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Татарстан, фото источник https://sntat.ru/obshchestvo/u-nas-opustilis-ruki-plachut-dazhe-muzhchiny-tatarstanskie-pchelovody-/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

«В этом году в Татарстане стала актуальной проблема массовой гибели пчел. По словам пчеловодов, это связано с тем, что агрономы и фермеры обрабатывают посевы от сорняков и вредителей ядовитыми химикатами» (источник: https://sntat.ru/obshchestvo/u-nas-opustilis-ruki-plachut-dazhe-muzhchiny-tatarstanskie-pchelovody-/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).

«Интересные, но мрачные выводы сделали исследователи темы массовой гибели пчел в разных регионах России, а также по всему миру. Как выяснилось, мор косит пчел не только в Центральной России, в частности, в Липецкой области, но во всем мире. Массовое вымирание пчел по всему миру ученые начали фиксировать в 2006 году. В США каждую зиму стало вымирать до 30% пчелиных колоний, хотя раньше холодный сезон не переживали только 10%. За последние 50 лет объемы производства сельхозпродукции, зависящей от пчел, выросли в 4 раза, а количество пчелиных колоний сократилось вдвое, количество же пчел на гектар упало на 90%» (источникhttp://www.lipetskmedia.ru/news/view/117829-Gibyel_pchyel.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).

Татарстан, фото источник: https://sntat.ru/obshchestvo/u-nas-opustilis-ruki-plachut-dazhe-muzhchiny-tatarstanskie-pchelovody-/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com.
Татарстан, фото источник: https://sntat.ru/obshchestvo/u-nas-opustilis-ruki-plachut-dazhe-muzhchiny-tatarstanskie-pchelovody-/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com.

Так называемый синдром разрушения пчелиного роя (или «пчелиный грипп») наносит колоссальный урон хозяйствам Европы, США, стран Азии: ежегодно они теряют до 20% пчелиных семей. Статисты подвели итог: за последние 10 лет количество пчелиных семей России сократилась на те же 20%, т.е. потери не такие катастрофические, как в других странах, — но может, не все учли?

Пока пострадавшие пчеловоды подсчитывают убытки, пытаясь самостоятельно справится со стрессом и поправить пошатнувшиеся дела в своих хозяйствах, экологи бьют тревогу. Сегодня гибель пчел — это не проблема одного хозяйства. Речь может идти не о банальном сокращении сладкого деликатеса на столах, и не только о финансовых потерях пчеловодческих хозяйств.

Татарстан, указанный источник.
Татарстан, указанный источник.

Сокращается численность не только пчел, но и других насекомых, в том числе и бабочек: на севере США численность почти 75% видов чешуекрылых насекомых сокращается в течение последних 25 лет. За 40 лет их число сократилось на 45%! (Источник статистики: http://www.lipetskmedia.ru/news/view/117829-Gibyel_pchyel.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).

Кроме пестицидов, пагубное влияние на пчел также оказывает сотовая связь. Кроме того, есть специфические вирусные инфекции и паразиты (например, клещи Varroa). Все это в совокупности может привести человечество к катастрофе, от которой оно уже вряд ли сможет оправиться. А ведь кроме функции опыления насекомые также выполняют роль звена в пищевой цепочке, служат кормом многим пернатым и другим представителям животного мира.

Клещ Varroa на медоносной пчеле. Источник: https://2.bp.blogspot.com/-sKhFmdQCckg/VVNjTwNjyCI/AAAAAAAAHVY/myAr-FqQEV4/s400/Varroa_destructor_on_a_bee_nymph_(5048094767).jpg
Клещ Varroa на медоносной пчеле. Источник: https://2.bp.blogspot.com/-sKhFmdQCckg/VVNjTwNjyCI/AAAAAAAAHVY/myAr-FqQEV4/s400/Varroa_destructor_on_a_bee_nymph_(5048094767).jpg

Конец 21 века, Китай. Неожиданно от анафилактического шока погибает ребенок. При его осмотре обнаружили, что аллергическую реакцию у малыша вызвал укус пчелы. Горе для родителей, но у людей вдруг появляется надежда: они вернулись. Пчелы. Но мать мальчика твердо говорит: «Они умрут. Пчелы снова умрут». К такому выводу Тао пришла, прочитав книгу Тома Сэвиджа «Слепой пасечник». Том предсказал не только полное исчезновение пчел, но и гибель всего человечества. Если мы не изменим свое отношение к этому чуду. Жужжащему. И не только — мычащему, блеющему, молчащему — к живому, одним словом.

Какой главный посыл этой истории? Добавлю только один, может быть, не столь значимый, но все-таки важный факт: опытный пчеловод знает, если он переусердствует с забором меда у одного улея, где обитает одна семья, эта семья пойдет «войной» на соседний улей — биться будут на смерть. Одна семья точно погибнет.

Человек сам своим вмешательством в естественный природный процесс может нанести колоссальный вред окружающему живому миру. Мы знаем о природе далеко не все, зато мы преуспели в подчинении ее нуждам человека. Сколько лет пчеловодству? Сколько лет мы используем пестициды? Пора делать расчеты не только на выгоду от урожая в текущем году. И даже на десятилетия — это еще не прогноз. Речь идет о глобальных последствиях.

В книге у героев появляется надежда. Есть ли эта надежда у нас?

-7