Найти тему
Ayna K.

Кавказские девушки о насилии в семьях

Девушки с российского Кавказа рассказали свои истории: о семейных обязанностях, запретах и даже побоях. Личные данные убраны по просьбам героинь материала.

«Я развелась и стала позором для всей семьи»

– Мне только исполнилось 18 лет, когда на свадьбе я понравилась одному мужчине. Он был лет на восемь старше. На вид очень противный тип. Вскоре оказалось, что он пришёл к моим родителям с просьбой «отдать» меня ему. И тут началось давление от всей семьи. Начали уговаривать, чтобы я вышла именно за него, ведь «он из хорошей и обеспеченной семьи, есть своя квартира, ещё и работает», и про машину не забыли упомянуть. Меня всё-таки выдали за него. Не было другого выхода, ведь я полностью зависела от своей семьи. Свадьба была шикарная, но лучше бы она не состоялась. Через месяц нашего совместного проживания он начал избивать по любому поводу, из-за чего часто сбегала из дома. Вскоре у нас родился ребёнок, а после очередного скандала муж выгнал меня с месячным малышом в мороз и холод. В родительском доме меня не приняли. Я была вынуждена с мольбой вернуться к этому тирану.

Однажды мы обанкротились, а новая квартира была записана на моё имя. Он начал угрожать ножом и говорить, что убьёт, если не подпишу договор о продаже имущества. Меня избили до полусмерти. Сняла побои и написала заявление в полицию, после чего мы развелись и окончательно прервали связь. Мне сейчас 26 лет, я живу со своим сыном одна в этой новой квартире. Ни с кем из родных не общаюсь, потому что они считают меня позором всей семьи. Почему? Потому что я разведёнка.

«Иногда мне кажется, что всё то, что делаю – это позор»

– Я ингушка. Как-то раз одноклассник обнял меня на прощание. Это увидел мой папа, когда забирал меня из школы. Дома устроили скандал. Сказали, что ни один парень не может касаться меня. Это позор. Нельзя ехать в одной машине, не будучи мужем и женой, ведь это тоже позор. Носить брюки – позор. Выщипывать брови – позор. Как только выйду замуж, мне придётся покрыть голову.

Мой отец работает в Казахстане. Остальная семья – мать и сёстры – проживает в Питере. Пока отец не в городе, мы рискуем и надеваем брюки. А когда он приезжает, мне приходится выходить из дома в юбке, переодевать её в подъезде и идти дальше. То же самое с мамой. Когда отец дома, она обязана носить платок.

«На всю жизнь с чужим»

«Живу как птица в золотой клетке»
«Живу как птица в золотой клетке»

– Моей тёте было 16 лет: она ходила в школу, играла с детьми во дворе и не думала ни о каких проблемах. Однажды она увидела, как к дому подъезжают дорогие иномарки. Через пару дней мать сообщает ей, что завтра придут сваты. Главным в семье тогда был дедушка, именно он и принял решение «отдать» внучку им. Девочка не понимала, что происходит, ведь у неё ничего не спрашивали. На все её возмущения дедушка ответил: «А кто тебя должен спрашивать? Уже всё обговорили с их семьёй, всё решено. Ты будешь невестой. Готовься, завтра придут свататься». На следующий день мама пришла в комнату, пыталась привести дочь в порядок. У девочки истерика, она пыталась сказать, что не хочет выходить замуж. Мама также заливается слезами, но понимает бессилие перед обстоятельствами. В конце концов её выдали за того мужчину. Сейчас у тёти есть всё: машина, квартира, семья и дети. Как-то она мне сказала: «Да, живу как птица в золотой клетке: навсегда обречена остаться с человеком, которого так и не полюбила».

«Я полюбила, и от меня отказалась вся семья»

– Моя подруга, будучи азербайджанкой, влюбилась в армянина. Конечно, ни о каком согласии со стороны родителей речи идти не могло, ведь о конфликте между Азербайджаном и Арменией никто не забыл. Подругу всячески избивали и приговаривали: «Ты должна выйти за человека своей национальности, а не за врага народа. Он тебя бросит, а потом прибежишь к нам, только тебя уже не примут». Девушка взяла и сбежала с этим армянином. Сейчас она замужем, у неё двое прекрасных детей и она счастлива. Но вся семья словно забыла её. Когда подруга пыталась в очередной раз помириться с родными, они сделали вид, что её не знают.

«Постоянно обманываю своих родителей»

– Мне нельзя гулять. Ограничена настолько, что даже не могу сказать родителям о желании погулять с подругой. Всегда в ответ слышу одно простое «нет». Меня словно держат в ежовых рукавицах. Я даже пыталась с ними поговорить, сказала, что они мне полностью перекрывают воздух. Пыталась солгать им. В ответ слышала одно и то же каждый раз: «Дочка, это не повод врать родителям. Если мы сказали нет, значит, нет». Вру с детства и по сей день. Даже смешно. Мне 25 лет, а даже на улицу спокойно не могу выйти. Нельзя никуда: ни в парк, ни во двор, ни на концерт, ни в музей. В школьные времена родители не пускали на экскурсии. Всё своё детство на 99 % я просидела дома. У всех есть воспоминания, а у меня нет. И всё потому, что я – кавказская девочка.

-2

Мнение исламоведа Натальи Тамбиевой 

Если мы будем говорить о Кавказе, то должны понимать, что это не один единый монолит. Это различные республики, народы. Один Дагестан представлен более чем 30 народностями. Затем стоит отметить, что это общество в первую очередь традиционное, а уже затем религиозное. Поэтому в первую очередь проблемные вопросы, которые обозначены в текстах, обоснованы укладом и традицией, а не религией. Как раз таки религия ислам – это оплот гуманизма и защита прав всех категорий граждан. Но интерпретируют Коран люди, которые опираются на свои знания, на своё мировоззрение, на свой бэкграунд. Соответственно, это не может быть уникально. Что касается прав женщин в частности, то это полностью прописано в Коране и соответствует любым гуманистическим критериям. Названные в тексте проблемы имеют место быть, но не могу их отнести к самым острым, пожалуй, только замужество по принуждению. Гораздо острее, на мой взгляд, проблема домашнего насилия, лишения материнских прав.
На мой взгляд, это традиция и уклад каждого народа. Это неверная интерпретация Корана, незнание своих прав самими женщинами. Механизмы противостояния – образование как светское, так и религиозно

Текст: Айна Керимова
Иллюстрации: Юлия Саликеева