Ребенку исполняется годик, и мамочка уже начинает беспокоиться о том, что его пора отдавать в развивай-ку, в 5 лет начинает водить ребенка на подготовку к школе. И я , когда моему сынуле исполнился годик, видя эту суету среди мам, тоже забеспокоилась, как бы мое чадо не отстало в развитии от других детей.
Как бывший педагог, я начала изучать литературу, прочла статьи известных психологов и успокоилась - ребенок должен развиваться, играя. И это правильно! Он познает мир во всем многообразии , не сидя за столиком, а играя, возясь в песочнице. Поэтому не истерила, когда он разрисовывал стены в квартире, высыпал сахар на стол из сахарницы - видели бы вы его глаза в этот момент и высунутый от напряжения язык! Видимо , ему было так интересно! Еще запомнился момент, когда он разрывал бумагу на две части, смотрит то на одну руку, то на другую руку, пытается понять, как же так получилось!
Это успокоение продолжалось почти до пяти лет, а потом в группе в детском саду началась истерия по поводу подготовки в школу! В нашем спальном районе есть муниципальный ЦДТ, который организовывает платную УМКУ (подготовка к школе) с 4-5 лет, и каждый год в сентябре буквально толпами народ идет на эти курсы! Я было опять поддалась, но вовремя остановилась, пообщавшись с теми, кто водил туда. Одна мамочка, чья дочь в свое время ходила в этот центр, с упоением рассказывала , как много в этом центре ДАЮТ знаний! Ребенок пришел в школу и уже знал подлежащее, сказуемое и тд! К слову сказать, девочка в итоге училась так себе, звезд с неба не хватала. Я сказала маме:" Ну и какой толк был от того,что она у тебя в первом классе подлежащее-сказуемое знала? Учится-то в итоге сейчас так себе!" На что мама ответила:" Ну и что, зато знаешь, как приятно было, что она хотя бы поначалу была в числе первых!"
Я стала дальше изучать этот вопрос, вспомнила себя в этом возрасте и решила, что нет смысла в этой УМКЕ, отдам за год до учебы на подготовку в школу , чтобы он привык к атмосфере, к партам, к учителю. Итак, почему я пришла к такому выводу:
✔ Если бы от этой подготовки в ЦДТ был толк, то во всех школах нашего спального района были бы высокие показатели по всем десяти школам. Но ни одна из них не является показательной в городе - ни по среднему баллу, ни по итогам олимпиад и всевозможных конкурсов. Потому что на курсах ДАЮТ знания, а не РАЗВИВАЮТ детей! Давать знания и развивать детей так, чтобы они умели сами умели добывать знания, приходить к выводам - это две разные вещи! Детям в 4-5 лет надо развивать познавательный интерес, память, мышление, а не давать знания, что такое подлежащее-сказуемое и тд .
✔ Слишком ранняя подготовка к школе дает обратный эффект - ребенок к началу первого класса уже ненавидит школу или в лучшем случае ему интересно заниматься первую четверть, далее интерес пропадает.
✔ Активная фаза обучения начинается с 6 лет, тогда ребенок с легкостью усвоит буквы, соединение в слоги и тд. ,то есть если ребенка за год до школы повести в подготовку , то этого, думаю, достаточно. Он в этом возрасте усвоит все, что другие дети усваивали 2-3 года в различных умках и развивай-ках.
✔Главное, на мой взгляд, воспитание характера, целеустремленности. Яркий пример - моя подруга. Научилась читать уже в 4 года, в 6 лет читала "Робин Крузо". А итог какой? Целей нет, стремления к чему-то тоже, и сидит в 39 лет секретарем в фирме, злится на остальных одноклассниц, которые учились хуже, а добились гораздо большего.
✔ Если у ребенка развито воображение, фантазия, память - то это гораздо важнее тех знаний, которые вдалбливают детям, начиная с 3-4 лет в развивай-ках. Я помню пример из моего детства - в садик я не ходила, поэтому развивалась не по нормативам (познавала цвета, геометрические фигуры по тому, как сталкивалась с этим сама). Познакомилась с девочкой, ровесницей, было нам около 5-6 лет. И вот, глядя на игрушку, эта девочка сказала, что она фиолетового цвета. Для меня было удивлением, что она знает фиолетовый цвет, а я нет :"Какая умная девочка !" - подумала я. В школе мы учились в параллельных классах , она училась на тройки, я была отличницей и победительницей олимпиад.
В садик, как уже писала ранее, я не ходила, но зато познавала мир, как есть - общалась много со взрослыми (папа работал в Доме Быта и брал меня с собой, пока не придут старшие со школы); вырезала ножницами ( столько фоток испортила) - а сейчас в моде наклейки !(считаю, что моторику у детей они не развивают); как стало возможным, мне разрешили иголку с ниткой , и я , играя, шила небольшой кукле различные одежки (швеи в Доме Быта все лоскутки мне отдавали), то есть развивалась моторика.
Как результат, я пришла в школу подготовленным ребенком (родители высшего образования не имели, но давали мне именно то, о чем я просила: начала интересоваться буквами - стали учить буквам, стала спрашивать, что тут написано, -начали учить читать и тд. И еще, благодарю своего папу (маме с бытовыми проблемами было некогда) - он никогда не отказывался отвечать на мои вопросы, всегда старался объяснить мне доступным языком то, о чем я спрашивала, всегда разговаривал со мной ( росла такой болтушкой!) В итоге, я с ходу стала учиться на отлично, и школу закончила с медалью.
А как вы считаете? Надо водить в развивай-ки и умки, где дают детям знания? Поделитесь опытом, может я не права. Спасибо