Есть художники, жизнь которых похожа на приключенческий роман и социальную драму одновременно. Их биографии словно созданы, чтобы стать сценариями захватывающих фильмов. И в ситуации с Жан-Мишелем Баския таких фильмов было снято даже несколько…
Чернокожий подросток, в 17 лет убежавший из дома, живший в сквотах и даже коробках на улице (не всегда от безденежья, иногда просто из любви к свободе), в 20 — Баския начал стремительное восхождение на художественный Олимп, а уже в 24, после знаменитых торгов Christie's, стал самым дорогим из живших тогда художников. В возрасте 27 лет Баския умер так же, как жил — экспериментируя. Он решил смешать героин с кокаином.
Амбициозности Баския было не занимать, он всегда твердо верил, что добьется успеха. «Когда мне было 17, я уже понимал, что стану звездой. Я думал о своих кумирах — Чарли Паркере, Джимми Хендриксе… У меня было романтическое представление о славе». В качестве образцов для подражания Баския не случайно выбрал этих знаменитых музыкантов. Ведь в то время только в музыке людям с его цветом кожи удавалось добиться признания и стать кумирами миллионов.
«Черная музыка» была не столько зоной триумфа афроамериканцев сколько пространством споров и ожесточенной борьбы за чистое, нетронутое коммерцией искусство. Так, в 1940-е, в противовес популярному танцевальному свингу родился стремительный импровизационный бибоп. Сверхбыстрый темп исполнения, заданный Чарли Паркером, позволил новому направлению избавиться от непрофессионалов, бибоп стал «музыкой для музыкантов», музыкой для вдумчивого слушателя, а не для танцплощадки.
Именно такое искусство и хотел создать Жан-Мишель Баския — живопись, похожую на элитарный джаз — стремительно современную, открытую для интерпретации, приглашающую зрителя к диалогу. Паркер, без музыки которого Баския не мыслил и дня, помог в этом. Как и в музыкальной структуре бибопа, в живописи Баския сложно отыскать какие-то принципиально новые сюжеты: это жизнь современной улицы с ее прозаическими мотивами, свойственными ей мифами и героями. Подобно Чарли Паркеру, Баския предлагает живописи вернуться к импровизации, отказавшись от существующих стилистик.
Новая свободная композиция позволяла Баския опробовать иные способы артикуляции существующей живописной структуры. Традиционные сюжеты и символы, заимствованные из разных культур и соединенные лишь волей автора, лишались привычного контекста, образуя сложное диалогическое пространство, не поддающееся расшифровке. И если бибоп разрушал функциональные связи джазового ансамбля, то Баския ликвидировал логическую взаимосвязь отдельных элементов внутри своих картин. Его композиции строятся на интервальных скачках и паузах, он обыгрывает ритм, композицию, а не тему.
Еще одной характерной чертой бибопа многие исследователи называют крайне эксцентричное поведение музыкантов. Что ж, даже в этом Жан-Мишель Баския остался верен своим кумирам.
Если вы еще этого не сделали, подпишитесь на канал Пушкинского музея в Яндекс.Дзене — и мы расскажем вам обо всех художниках выставки коллекции Fondation Louis Vuitton. Кроме того, у вас будет шанс попасть на одну из запланированных экскурсий с экспертами и медийными персонами.
Александра Данилова