Понятие это в логике? Логика Аристотеля кратко и понятно! Определения. Объем и содержание. Ограничение. Обобщение. Деление. Логическая сумма и произведение.
Здравствуйте, уважаемые гости моего блога!
Блок 1. Понятие. Вступление.
Сегодня начнем публикацию цепочки статей, посвященных формальной логики! Только в этот раз обойдемся без критики. Наоборот, будет учиться думать в соответствии с правилами логики Аристотеля. Те, кто читал мои статьи с критикой формальной логики сейчас меня упрекнут в моей непоследовательности. Дескать, ты сам себе противоречишь. Сначала критикуешь, а потом призываешь учить формальную логику. Что мне сказать в свое оправдание? Наверное, тоже самое, что ответил Ходжа Насреддин своей жене (прочитать в статье «Общая семантика Альфред Коржибский. Карта не равна территории.»).
Дело в том, что формальная логика это, как нож для туриста в походе, потерявшего свой рюкзак. Турист – это переговорщик. Поход – это переговоры. Рюкзак с едой, с палаткой, со спичками и всем необходимым – это общая современная логика. Нож – формальная логика. Без ножа жизнь туриста подвергается большой опасности. Что он сможет сделать без него? Выживет ли он вообще? Думаю, что нет. Незнание формальной логики – это приговор для переговорщика. Он не сможет ни качественно защищаться, ни умело атаковать в различных переговорах. Реалии таковы, что переговоры без формальной логики – это уже форма безумия, только безумцы не ведают, что они безумны, а наоборот, считают себя апологетами «здравого смысла». С ножом и без рюкзака турист все-равно будет в опасности, ему будет очень тяжело, но он сможет ВЫЖИТЬ в простых условиях и в ситуации средней степени сложности. Победит ли переговорщик в сложных переговорах, если будет знать только формальную логику и следовать только ей? Думаю, что нет. Точно также, как не спасет от гибели туриста нож в сложных условиях. Без современных знаний в области математической логики (здесь теория вероятности, математическая статистика, комбинаторика, теория информации и пр.) Вы обречены потерять/не получить свой целевой ресурс в сложных ситуациях. Почему? Потому что не системное, не математическое, не байесианское мышление в обнимку с пресловутым «здравым смыслом», «логикой практиков» - это тоже форма безумия, не сознающая своего безумия.
Прочитать цепочку моих статей, посвященных критике формальной логики можно здесь:
№ 1 Статья «Общая семантика Альфред Коржибский. Карта не равна территории».
№ 2 Статья «Когнитивное искажение реальности. Проблемы логики и языка».
№ 3 Статья «Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении».
№ 4 Статья «Как изменить убеждение? Метауровни. Наблюдать за наблюдающим».
№ 5 Статья «Когнитивные ошибки мышления».
Сегодня мы разберем азы. Поговорим о ПОНЯТИИ.
Блок 2. Понятие. Что это?
Понятие - это форма мышления, которая обозначает какой – либо объект или признак объекта.
Пример:
- Федор Иванов, человек.
Понятие выражается словом или словосочетанием. Каждое понятие имеет содержание и объем.
Содержание понятия – это наиболее важный признак (или признаки) того объекта, который обозначен (выражен) этим понятием.
Примеры:
- Федор Иванов (способность к высшей форме мыслительной деятельности, принадлежность к мужскому полу, работает менеджером, русский по происхождению, 30 лет, женат, один ребенок и т.д.) Это понятие широкое по содержанию. Еще пример:
- Человек (способность к высшей форме мыслительной деятельности). Это понятие узкое по содержанию.
Объем понятия – это количество объектов, охватываемых этим понятием, входящих в него.
Примеры:
- Объем понятия «Федор Иванов» единичный. Это понятие узкое по объему. Еще пример:
- Объем понятия «человек», примерно, 7,5 млрд особей. Это понятие широкое по объему.
Между содержанием и объемом в количественном отношении существует обратная зависимость. Чем меньше содержание понятия, тем больше объем. Чем меньше объем понятия, тем больше содержание.
Блок 3. Понятие. Классификация по объему и содержанию.
Все понятия по объему можно разделить на несколько видов:
1. Единичные. В объем понятия входит только один объект. Пример:
- Федор Иванов.
2. Общие. В объем понятия входит много объектов. Пример:
- Люди.
3. Нулевые. В объем понятия не входит ни одного объекта. Пример:
- Зубная фея.
4. Собирательные. Понятие обозначает объект, состоящий из некоторого ограниченного набора элементов. Пример:
- Отдел продаж в компании.
5. Не собирательные. Понятие обозначает объект, который не состоит и не собирается из некоторого ограниченного набора элементов. Это объект также не делится, не распадается на какие-то составные части, а представляет из себя общее единое целое. Пример:
- Человек.
По содержанию понятия можно разделить на:
1. Конкретные. Понятия обозначают какой – либо объект. Пример:
- Федор Иванов.
2. Абстрактные. Понятие обозначает не объект, а признак, свойство. Пример:
- Трудолюбивый.
3. Положительные. Понятия обозначают наличие чего –либо. Пример:
- Федор Иванов.
4. Отрицательные. Понятия обозначают отсутствие чего – либо. Пример:
- Не Федор Иванов.
В процессе переговоров мы можем выразить логическую характеристику любого понятия.
Для этого понятие разбирается по содержанию и объему.
1. Понятия могут быть определенными, если имеется ясное содержание и резкий объем. Пример:
- Менеджер отдела продаж.
2. Понятия могут быть неопределенными, когда содержание неясное и объем не резкий. Пример:
- Трудолюбивый менеджер.
Между содержанием и объемом в качественном отношении существует прямая связь. Ясному содержанию соответствует резкий объем. Неясному содержанию соответствует не резкий объем.
Как вы уже догадались, мы живем в мире с колоссальным количеством неопределенных понятий. Их число неизмеримо больше, чем определенных понятий. Поэтому, когда в переговорах кто-то начинает утверждать, что это объективная реальность, понимая под этим определенность, проверьте сказанное им по содержанию и объему в количественном и качественном соотношении.
Блок 4. Понятие. Как соотносятся по объему?
Понятия могут быть совместимыми, если их объемы имеют общие элементы, соприкасаются друг с другом.
Пример:
- Федор Иванов и менеджеры отдела продаж.
Понятия могут быть несовместимые, когда объемы не имеют общих элементов, никак не соприкасаются.
Пример:
- Федор Иванов и молодые мамы.
Совместимые понятия могут быть в трех типах отношений между собой.
1. Отношение равнозначности – объемы понятий полностью совпадают. Примеры:
- Менеджеры отдела продаж и специалисты по заключению сделок. Одно равнозначно другому.
2. Отношения пересечения - объемы понятий совпадают частично. Примеры:
- Федор Иванов и менеджер отдела продаж.
3. Отношение подчинения – объем одного понятия полностью включает в себя объем другого понятия. Примеры:
- Отдел продаж и менеджер отдела продаж.
Понятие «отдел продаж» - родовое. Понятие «менеджер отдела продаж» - видовое. В отдел продаж могут входить координатор, администратор, аналитик.
Несовместимые понятия могут быть в трех типах отношений между собой.
1. Отношение соподчинения – объемы понятий не имеют общих элементов, но входят в объем третьего понятия (родового). Пример:
- Федор Иванов и Алексей Петров.
Оба понятия включены в понятие «менеджеры отдела продаж». Еще пример:
- Системный блок и материнская плата.
Может показаться, что здесь присутствует подчинение. Но это не так. Понятие «системный блок» – это целое, но не род. Понятие «материнская плата» – это частное, но не вид.
2. Отношение противоположности – присутствует у понятий с взаимоисключаемыми признаками. Между такими понятиями существуют промежуточные, переходные варианты. Пример:
- Менеджер, который заработал все бонусы, и менеджер, который не заработал ни одного бонуса.
3. Отношение противоречия – одно понятие отрицает другое понятие. Отсутствуют промежуточные формы. Примеры:
- Менеджер, которые ничего не заработал, и менеджер, который заработал.
При сравнении любых двух понятий между собой они всегда находятся в одном из шести отношений друг к другу.
Блок 5. Понятие. Логические операции ограничения и обобщения.
1. Ограничение понятия подразумевает переход от родового к видовому понятию путем расширения содержания и сужения объема. Пример:
- К понятию «сотрудник отдела продаж» добавляем признак «осуществляет продажи», получаем «менеджер по продажам».
2. Обобщение понятия подразумевает переход от видового к родовому понятию путем сужения содержания и расширения объема. Пример:
- От понятия «менеджер по продажам» убираем признак «осуществляет продажи», получаем «сотрудник отдела продаж».
3. При ограничении или обобщении будет ОШИБКОЙ переход к частному от целого или к целому от частного. Не является ограничением переход от понятия «системный блок» к понятию «материнская плата». Но будет правильным ограничением переход от понятия «аппаратное обеспечение» к понятию «материнская плата».
4. Не является обобщением переход от понятия «материнская плата» к понятию «системный блок». Но будет правильным обобщением переход от понятия «материнская плата» к понятию «аппаратное обеспечение».
Блок 6. Понятие. Что такое определение?
Определение понятия является логической операцией по раскрытию содержания понятия.
Типы определений.
1. Явные определения непосредственно раскрывают содержание понятия. Предоставлен ответ на вопрос: «Что (кто) это?» Пример:
- Менеджер по продажам – это сотрудник компании, непосредственно контактирующий с клиентами, осуществляет продажи продукции, обеспечивает контроль поступления оплаты, является центром ответственности по всем вопросам взаимных отношений между собственной компанией и внешними контрагентами.
2. Неявные определения опосредованно раскрывают содержание понятия через контекст использования. Пример:
- Менеджер по продажам отправил клиенту ответ на претензию по качеству отгруженной продукции.
3. Реальные определения раскрывают содержание понятий, как объектов. Пример:
- Менеджер по продажам – это…..
4. Номинальные определения раскрывают содержание понятий, как слов. Пример:
- Словосочетание «менеджер по продажам» применяют для обозначения…
Ошибки формулирования определений.
1. Определение широкое – это ошибка. Объем определения больше объема понятия. Пример:
- Менеджер по продажам – это человек.
2. Определение узкое – это ошибка. Объем о пределения меньше объема понятия. Пример:
- Менеджер по продажам – это сотрудник отдела продаж, который непосредственно контактирует с клиентами.
3. В определении присутствует круг – это ошибка. Используются определяемые понятия. Пример:
- Менеджер по продажам – это менеджер, который осуществляет продажи.
4. Определение является двусмысленным – это ошибка. Используются слова в переносном значении. Пример:
- Менеджер по продажам – это доктор для своих клиентов, он все о них знает, ему доверяют, и он выписывает рецепт (свой товар) в качестве лечения неудовлетворенных потребностей.
5. Определение сложное и непонятное для неподготовленной аудитории – это ошибка. Пример:
- Менеджер по продажам – это структурно-функциональная бизнес-единица организации, обеспечивающая положительный финансовый поток за счет реализации продукта компании на целевом рынке потребителей.
Важно понимать, что данное определение по сути своей правильное. Такое определение вполне подходит для учебника и студентов факультета менеджмента. Но такое определение будет слишком сложным для школьника или человека, далекого от менеджмента.
6. Определение только отрицательное – это ошибка. Пример:
- Менеджер по продажам – это не оператор по выписки документов.
Правильным будет:
- Менеджер по продажам – это не оператор по выписки документов, а куратор выписки документов для своих клиентов.
Блок 7. Понятие. Что такое деление?
Деление понятий – это логическая операция по раскрытию объема понятия.
Данная процедура включает три части: делимое понятие, результат деления, основание деления. Пример:
- Менеджеры по продажам в апреле оказались в двух группах: первые закрыли ПДЗ своих клиентов за 1 квартал, а вторые не закрыли долги.
В этом примере делимым понятием выступают менеджеры по продажам. Результатом деления оказываются менеджеры без долгов и менеджеры с долгами. Основанием деления является признак – наличие ПДЗ за 1 квартал.
Деление понятий – это основа классификации.
Можно выделить следующие правила деления.
1. Деление проводиться по одному основанию – это правильно. Будет ошибкой следующее деление, пример:
- Менеджеры по продажам в апреле оказались в трех группах: первые закрыли ПДЗ своих клиентов за 1 квартал, вторые не закрыли долги, а третьи создали новые долги своими непродуманными действиями.
Руководитель, который это сказал осуществил ПОДМЕНУ ОСНОВАНИЙ. Это либо логическая ошибка, либо намеренная манипуляция с атакой на менеджеров-мишеней. Прочитать цепочку статей о манипуляциях можно по ссылкам:
№ 1 Статья «Способы манипуляции людьми. Манипулятор человек это кто?.»
№ 2 Статья «Манипуляция что это такое? Как люди манипулируют?»
№ 3 Статья «Манипуляция людьми - психология. Динамические стереотипы это?»
№ 4 Статья «Способы защиты от манипуляций. Манипуляторы люди – психология».
№ 5 Статья «Причины манипуляции в психологии. Защита от манипуляций».
2. Деление полное – это правильно. Сумма объемов всех результатов деления должна быть равной объему делимого понятия. Пример нарушения этого правила:
- Менеджеры по продажам делятся на тех, кто выполнил план продаж и тех, кто не выполнил план продаж.
Был проигнорирован еще один результат деления – менеджеры, которые перевыполнили план продаж. Без учета этого результата могут быть сделаны выводы драматического содержания для тех, кто не выполнил свой план продаж. Потому что, если есть менеджеры, перевыполнившие план, то это может указывать на некорректную постановку планов продаж.
3. Результаты деления не пересекаются – это правильно. Объемы результатов деления не могут содержать общие элементы, должны быть несовместимыми. Пример ошибки:
- Сотрудники отдела продаж делятся по функционалу на тех, кто осуществляет продажи, кто придумывает трейд-маркетинговые акции, кто осуществляет выписку документов, кто занимается аналитикой продаж.
На первый взгляд звучит все правильно. Есть одно основание деления (функциональное разделение) и деление полное. Задаем правильные вопросы:
- Менеджер по выписке может осуществить продажи клиентам?
Или другой вопрос:
- Менеджер по продажам может придумать трейд-маркетинговую акцию?
Ответ:
- Да! В процессе выписки товара он может допродать ассортимент клиенту, хотя официально этим и не занимается.
Второй ответ:
- Тоже, да! Регулярно придумывают и проводят, хотя функционально этим занимаются трейд-маркетологи.
4. Деление последовательное – это правильно. При делении не должно быть пропусков. Пример ошибки:
- Сотрудники отдела продаж делятся по функционалу на тех, кто осуществляет продажи, кто придумывает трейд-маркетинговые акции, кто осуществляет выписку документов, кто занимается аналитикой продаж, и кто осуществляет «холодные» звонки.
В этом примере нет подмены основания, хотя информация про «холодные» звонки вызывает сомнения при поверхностном взгляде. Дело в том, что было пропущено второе деление, когда менеджеров по продажам функционально делят на тех, кто осуществляет «холодные» звонки и тех, кто ездит на переговоры для заключения договора. Эта ошибка является скачком деления или непоследовательным делением.
Блок 8. Понятие. Что такое логическая сумма и логическое произведение?
1. Логическая сумма – это результат сложения понятий.
Сложение понятий является логической операцией объединения двух и более понятий с образованием нового понятия, объем которого включает в себя все элементы объемов изначальных понятий. Пример:
- Менеджер по продажам и турист – исходные понятия.
- Соответственно, новое понятие включает в себя объем менеджеров по продажам и объем туристов.
- Допустим в компании было 10 менеджеров по продажам и 5 любителей туристов.
- Логическая сумма включает в себя 15 человек.
2. Логическое произведение – это результат умножения понятий.
Умножение понятий является логической операцией объединения двух и более понятий с образованием нового понятия, объем которого включает в себя совпадающие элементы объемов изначальных понятий. Пример:
- Менеджер по продажам и турист – исходные понятия.
- Соответственно, новое понятие включает в себя объем менеджеров по продажам, которые также и туристы или объем туристов, которые также и менеджеры по продажам.
- Допустим в компании было 10 менеджеров по продажам, из них 2 туриста или 5 туристов, из которых 2 менеджера по продажам.
- Логическое произведение равно 2.
Данная тема про понятия до конца не исчерпана! Однако статья уже перегружена информацией. К тому же основные аспекты были разобраны. Поэтому пожалуйста разрешите мне на сегодня откланяться с тем, чтобы в следующий раз продолжить сложный разбор формальной логики.
Если Вы испытываете стресс, тревогу, разочарование, душевную боль, потому что на Вас давят люди или обстоятельства, обращайтесь! Помогу Вам! Все подробности на моем сайте! https://psychologist.yakimovvlad.ru/
Посмотрите видео:
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, пишите свои комментарии, делайте замечания, если они есть или говорите слова поддержки! Пожалуйста, ставьте лайки, Ваши пальчики вверх поддерживают автора морально и это позитивный поступок с Вашей стороны!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, если Вам понравилось, помогите мне распространять знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С вами был Якимов Владислав! Пока и до встречи!