Найти в Дзене
Горизонт событий

«Чулок» в трубе, Или новые технологии дошли до Рогачёва (фото, видео)

Ещё несколько лет назад прокладка трубопровода сопровождалась перекрытием движения и выкапыванием глубоких траншей, из-за чего горожанам некоторое время приходилось терпеть неудобства. Инженерные коммуникации не вечные, время от времени снова и снова требуется капитальный ремонт трубопроводов, а нередко и их замена. И что, опять ломать асфальт, рыть траншеи? Оказывается, сегодня существует достойная альтернатива – бестраншейное восстановление трубопроводов – метод гибкого полимерного «чулка». Такую технологию в Рогачёве применяют впервые – на улице Заречной.

Ремонт трубопровода полимерным «чулком» происходит в кратчайшие сроки, ведь земляные работы в данном случае сведены к минимуму.
Ремонт трубопровода полимерным «чулком» происходит в кратчайшие сроки, ведь земляные работы в данном случае сведены к минимуму.

Разумеется, без траншеи уложить в землю новую трубу невозможно. Зато можно восстановить внутреннюю поверхность старого трубопровода. Именно таким способом рабочие столичной компании СООО «Интелпайп» заменили в Рогачёве уже более 500 метров трубопровода, ведущего от пересечения улиц Кирова и Заречной к строящимся очистным сооружениям. Нам удалось побывать на запуске «чулка». Главный инженер этой строительной организации Андрей Гирдюк рассказал подробно о том, как всё происходит:
– Конечно, в процессе ремонта канализационных труб самой распространённой технологией до сих пор остаётся привычная перекладка труб. Однако здесь, учитывая специфику местности, сделать это очень трудно. Решили применить технологию бестраншейного восстановления трубопровода методом полимерного «чулка».

Так называемый чулок прокладывают постепенно от стартового до финишного колодца. Спросите, почему «чулок»? Всё просто! Изначально будущая полимерная труба мало похожа на трубопровод – это длинный мешок в вывернутом состоянии (внутренняя его сторона до установки находится снаружи), похожий на фетровый чулок, зашитый с одной стороны. К слову, «чулок» не любит тепло, поэтому доставляют его к месту укладки в машине, заполненной льдом и снегом.
– С помощью специального оборудования «чулок» подают и одевают на инверсионное кольцо и под давлением воды выворачивают внутрь старой трубы, – продолжает рассказывать Андрей Гирдюк. – Далее «чулок» идёт по всей длине трубы, полностью занимая диаметр и повторяя стенки существующего трубопровода. Затем воду, заполняющую будущую трубу, нагревают –  так начинается процесс полимеризации (изначально «чулок», который находится в трубе, пропитан полиэфирной смолой). Выжидается положенное время, воду остужают – «чулок» затвердевает. Остаётся откачать воду и произвести вырезку его в финишном и стартовом колодцах. Новая труба в старой готова!
Прежде чем запустить «чулок» в трубу, её необходимо тщательно очистить от грязи и налёта. Эту операцию выполняет специальная канало-промывная машина, которая и удаляет весь мусор. После промывки делают телеинспекцию труб – проверяют готовность трубы к запуску «чулка» роботом с видеокамерой и фонарём. И только потом приступают к делу!
К слову, как утверждают специалисты, такая полимерная труба в итоге обладает довольно высокой кольцевой жёсткостью. Затвердевший «чулок» является самонесущей конструкцией, которой не нужна железобетонная труба. Производитель заявляет срок эксплуатации такой полимерной трубы – 100 лет. Конечно, на практике это ещё никому доказать не удалось, так как технологию изобрели относительно недавно.
– Диаметр трубопровода, несомненно, немного уменьшается за счёт того, что в трубе укладывается «чулок», но эта пара сантиметров с лихвой компенсируется за счёт материала внутреннего покрытия, – поясняет Андрей Владимирович. – Если снаружи «чулок» фетровый, то внутри он очень гладкий. Это уменьшает трение жидкости со стенками трубопровода, за счёт чего пропускная способность трубы даже увеличивается!
Так участок за участком рабочие подойдут к канализационно-насосной станции. На ней сейчас тоже идут ремонтные работы.
– Специально для укладки такого «чулка» пришлось проектировать дополнительный стартовый колодец, – поясняет государственный строительный инспектор инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Гомельской области Павел Власенко. – В колодец, от которого нужно было прокладывать новую трубу, входят все врезки: со стороны города, посёлка МКК, посёлка «Космонавтов», а ещё и врезка для перекачки. Технологически туда никак нельзя было положить «чулок». Пока на этом участке трубопровода проводят работы, основную нагрузку на себя берёт временный трубопровод.
К слову, инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Гомельской области периодически осуществляет надзор на этом объекте, чтобы выявить и предупредить нарушения при выполнении работ и обеспечить соблюдение требований законодательства в области строительства.

Татьяна МАКАРЕНКО.
Фото автора.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.