Найти тему
Бухта Джо

Каменная стена юга. Геи и лесбиянки борются за свои права

Через месяц после беспорядков в Нью-Йорке налет на кинотеатр Атланты спровоцировал собственное гей-освободительное движение.

Вечером 5 августа 1969 года Эбби Дрю прибыла в мини-кинотеатр Ansley Mall в Атланте на показ фильма Энди Уорхола «одинокие ковбои». Всего за несколько месяцев до этого фильм, сатира на старые голливудские вестерны, поднял волну в New York Times для своего портрета гей-желания. Дрю, лесбиянка, хотела сама убедиться в этом.

Мини-кинотеатр Ansley, спрятанный в торговом центре под открытым небом, расположен на границе богатого соседнего парка Ansley Park, напротив парка аттракционов «Мидтаун» в то время. Театр, который регулярно показывал острые инди-фильмы, которые местные жители оклеветали как порнографические, был известен своим гостеприимством к гей-сообществу. По словам Дрю, "Ansley" был единственным местом в городе, где можно было посмотреть фильм с участием однополых пар.

Примерно через 15 минут после начала фильма Дрю услышала свист. В театре зажегся свет. Полицейские ворвались через проходы, светя фонариками в аудиторию. Один офицер закричал: «Все кончено!». В то же время в подпольной контркультурной газете "большая пестрая птица" сообщалось, что всего на место происшествия прибыли десять полицейских, трое из которых задержались у выхода из театра, чтобы поймать посетителей, пытавшихся выскользнуть.

«Они заставили всех встать и выстроиться в очередь», - сказала Дрю. «У нас во рту был попкорн. Я даже думаю, что у меня встал в горле сэндвич, который я ела. Вот каким абсурдом это было».

Большая часть аудитории, которая, согласно современной статье в «Atlanta Journal-Конституции» насчитывала около 70 человек, была дезориентирована. Но другие посетители интуитивно поняли, почему появилась полиция. По словам Дрю, они закричали: «Нас обыскивают!»

«Это было просто абсолютно оскорбительно во многих отношениях», - говорит Дрю. «Меня спросили, где мой муж. Я стояла в одиночестве у стены. Они смотрели в глаза, и я должна была показать им свои права. Они спросили, что ты делаешь и кто ты, и сфотографировали меня».

Когда Дрю наконец разрешили уйти, она нашла владельца кинотеатра и его киномеханика в наручниках за стойкой концессии. Другие покровители театра, среди которых были геи, лесбиянки и трансвеститы, подтвердили то, что она уже подозревала: полиция арестовала несколько человек из числа ЛГБТ по обвинениям от публичной непристойности до незаконного хранения наркотиков. В небольшой новостной статье в «Atlanta Journal-Constitution» начальник полиции позже подтвердил, что рейд был разработан для того, чтобы отсеять «известных гомосексуалистов».

Эбби Дрю в ночь набега на мини-кинотеатр Ansley's Mall, 5 августа 1969 года (Эбби Дрю)
Эбби Дрю в ночь набега на мини-кинотеатр Ansley's Mall, 5 августа 1969 года (Эбби Дрю)

В исторической памяти движения за права ЛГБТ налет на мини-кинотеатр «Ansley's Mall» был в значительной степени скрыт катастрофическим событием, которому предшествовало полтора месяца: восстания Стоунволла 28 июня 1969 года в Нью-Йорке. В то время как Стоунволл приписывают вступление в более радикальную эру политики ЛГБТ-сообщества, многие ранние активисты рассматривали набег на театр Ansley как их стимулирующий момент.

«Был огромный протест. Сразу после рейда в этом действительно обвинили сообщество», - говорит Хейворд, который пытался сохранить историю ЛГБТ Атланты. Вскоре после рейда: «У них была огромная встреча, только стоящая комната, в кафе New Morning, рядом с Университетом Эмори. И именно здесь они решили создать Georgia Gay Liberation Front».

Дрю добавляет: «Я действительно верю, что набег одиноких ковбоев был искрой, которая зажгла гомосексуальное население Атланты».

Хотя странная история в Соединенных Штатах часто связана с Нью-Йорком и Сан-Франциско, в других общинах были свои собственные мероприятия по освобождению геев - моменты сопротивления угнетению, которые ускорили новую фазу геев и транс-активизма. В Филадельфии активисты устроили сидячую забастовку в 1965 году за обеденным столом Дьюи после того, как давний призрак начал отказываться от обслуживания в основном транс-людей, которые там собрались; в Новом Орлеане пожар 1973 года в дружественном геям зале UpStairs Lounge привел к тому, что лидеры геев в городе призвали к освободительному движению; Чикаго обрел новый огненный голос после серии набегов на гей-бары в ожидании Демократической конвенции 1968 года. У Джорджии, тем временем, был Ansley.

Набег на Ansley был далеко не первым случаем, когда полиция Джорджии напала на гей-сообщество. Как описал Great Speckled Bird в то время, это была часть более крупной программы «уничтожения гомосексуалистов с помощью жестокой кампании преследования», которая «стала наконец возможной из-за неспособности нашей гей-субкультуры бороться за права своего сексуального предпочтения и безразличия людей к уничтожению прав других». Но проведение рейда в кинотеатре было настолько неожиданным, а вторжение в личную жизнь - настолько вопиющим, что потрясло сообщество.

Через шесть дней после рейда откликнулись несколько десятков протестующих. Они собрались перед офисом большой пятнистой птицы, крича: «уберите свиней из нашего сообщества!». Вспыхнул бунт, и несколько человек были арестованы. Большая пестрая птица сообщила, что сотрудник газеты был сбит тремя полицейскими. Другие офицеры выхватили булавы и начали распылять протестующих.

Гей-сообщество Атланты процветало в тайне за десятилетия до рейда. Дрю описал драг-шоу с участием преимущественно чернокожих геев и транс-королев, которые привлекали посетителей со всего города, в том числе многих натуралов. Но сообщество было разбито вдоль баров и скрытых вечеринок квартир в Мидтауне, и только люди, которые уже знали, что искать, могли получить доступ к странному преступному миру.

Atlanta drag show, 1972 (Boyd Lewis / Touching Up Our Roots)
Atlanta drag show, 1972 (Boyd Lewis / Touching Up Our Roots)

Набег на Ansley изменил это. В последующие месяцы гей-сообщество Атланты мобилизовалось. В 1970 году последствия этого рейда побудили пару активистов - Билла Смита и Берла Бойкина - организовать в Джорджии главу Фронта освобождения геев, общенациональную сеть гей-активистов, которая выросла из беспорядков в Стоунвулле. Они приступили к регистрации избирателей ЛГБТ по всему штату и протестовали против закона Джорджии против гомосексуализма, который криминализировал гомосексуальное поведение (и не был снят до 1998 года).

По словам Хейворда, который несколько раз брал интервью у Бойкина перед его смертью в апреле этого года, группа отметила первый месяц Прайда, выступив на местном фестивале искусств в Пьемонт-парке год спустя.

В следующем году 125 человек пришли на первый марш прайдов в Атланте, что сделало его одним из первых массовых движений ЛГБТ-сообщества на юге США. Из-за набега сообщество стало более заметным и громким, чем когда-либо прежде, и вскоре распространились волновые эффекты Ansley и Стоунвулла.

«Это стало позитивной моделью, которая перерастет в другие гей-прайды в других крупных городах Джорджии», - говорит Дрю. «Саванна, Августа, Макон, Колумб».

К 1972, когда GGLF организовывал свой второй марш гордости, город Атланта наконец начал признавать свои усилия. Мэр Атланты Сэм Мэсселл назначил историка Чарли Сент-Джона первым связным города с гей-сообществом, шагом к общественному признанию. И в том же году группа лесбийских активисток создала свою собственную организацию, Альянс лесбийских феминисток Атланты, который сосредоточился на их межсекторальном угнетении.

Несмотря на то, что рейды Ansley вышли из-под контроля большинства основных историй, художники и организаторы в Атланте все еще пытаются увековечить это событие. В 2010 году публичная художественная инсталляция, посвященная прошлому городского ЛГБТ, завершилась показом фильма «Одинокие ковбои» на площади Ansley, возле которой когда-то стоял мини-кинотеатр «Ansley's Mall». Теперь, по словам Хейворда, торговый центр Ansley стал одним из «ведущих торговых центров LGBTQ в Атланте».

Вскоре после этого события Дрю впервые за 40 лет посмотрела «Одиноких ковбоев». Она наконец-то увидела, как она выразилась, «чертов конец фильма».

Читайте также:

-4