Найти тему
Casus Belli

Линкор "Императрица Мария". Хроника гибели. Часть III

КАТАСТРОФА

20 (7) октября 1916 года в 6-00 на линкоре сыграли побудку (или не сыграли – есть сведения, что командир велел перенести побудку на 7 утра, чтобы дать экипажу отдых после тяжелых работ по погрузке угля).
В 6-10 личный состав, находившийся в каземате N4, расположенном рядом с носовой орудийной башней, услышал шипение и заметил вырывавшийся из люков и вентиляторов около башни дым, а местами и пламя.

Один матрос побежал докладывать вахтенному начальнику о начавшемся под башней пожаре, другие по распоряжению фельдфебеля раскатали пожарные шланги и, открыв пожарные краны, стали лить воду в подбашенное отделение. В большинстве источников указано, что в 6-15 на корабле сыграли пожарную тревогу, но с этим не согласен бывший офицер "Марии" Владимир Успенский, бывший в то роковое утро вахтенным начальником. По его словам, между докладом матроса и мощнейшим взрывом, произошедшим в 6-17, прошло не более трех секунд, и он просто физически не успел ничего сделать. Огненный столб в районе носовых артиллерийских погребов 305-мм зарядов взметнулся вверх на 200-300 метров.

-2

От взрыва сместилась в нос первая орудийная башня. Палуб в носовой оконечности мгновенно не стало. Носовая рубка вместе с передней трубой и артиллерийской башней оказалась вырвана и снесена за борт. Взрыв погребов 305-мм боезапаса разворотил внутренности корабля и вызвал мощный пожар. Люди, находившиеся к моменту взрыва в носовой оконечности, - свыше 200 человек – либо погибли мгновенно, либо были выброшены за борт, контужены и обожжены. Взрыв вывел из строя освещение и пожарные насосы. Огонь распространялся все дальше, порождая новые взрывы. Всего на "Марии" в течение часа произошло, по разным данным, от 19 до 25 взрывов. В это время в кочегарке № 7 мичман Игнатьев с матросами начал поднимать пары, чтобы запустить насосы. К борту дредноута устремились портовые буксиры. Они отвели подальше от горящего корабля “Императрицу Екатерину Великую”, развернули “Императрицу Марию” лагом к ветру и стали тушить пожар.
Ценой собственной жизни нескольким морякам удалось затопить погреба боезапаса второй башни и 130-мм орудий.

Капитан

Командир корабля каперанг Кузнецов принял решение попытаться выбросить горящий корабль на мель. Увы: якорную цепь, оказавшуюся в зоне пожара, невозможно было ни выбрать, ни расклепать.

Капитан I ранга Кузнецов
Капитан I ранга Кузнецов

В это время к борту гибнущего линкора подошел катер с Колчаком. Адмирал поднялся на палубу, и, оценив размеры бедствия, понял, что корабль обречен: увеличивался крен на правый борт. Промедление могло привести к новым жертвам, поэтому последовал приказ оставить "Марию". Вскоре “Императрица Мария” перевернулась вверх килем и затонула на глубине 15-18 м. В момент опрокидывания из корпуса выпали и ушли в донный ил все 4 башни главного калибра. Мичман Игнатьев и еще несколько десятков человек остались замурованными внутри корабля. Но общее число жертв оказалось для столь мощного взрыва не таким уж большим: всего лишь 225-229 моряков, из них 1 офицер (мичман Игнатьев) и два кондуктора, это 1/6 часть экипажа.

Линкор, лежащий вверх дном на мелководье
Линкор, лежащий вверх дном на мелководье

"Мария" затонула на мелководье, ее корпус мешал судоходству. Сначала место гибели оградили вешками, а в 1920 году осуществили судоподъемную операцию. При этом выяснились некоторые важные подробности.

-5

Во-первых, корпус корабля не имел повреждений. Фактически, линкор оказался утоплен собственным экипажем, открывшим кингстоны носовых отсеков для того, чтобы не допустить детонации погребов второй башни и противоминной артиллерии.

-6

Во-вторых, внутренние разрушения носовой части оказались просто чудовищными. Первый, самый мощный взрыв произошел в погребах первой башни ГК. Последующие – в погребах вспомогательной артиллерии. В носовой части судна погибли практически все, но общее число жертв уменьшилось благодаря тому, что значительная часть экипажа находилась в корме (моряки либо спали, либо были на построении и молитве).

-7

При подъеме "Марию так и не смогли поставить на киль, и в док она была введена в перевернутом состоянии.

Впервые опубликовано:

https://www.facebook.com/baranovandrej/posts/850718084985959

Часть 1 - проект

Часть 2 - постройка и служба

Часть 3 - катастрофа

Часть 4 - версии