Здравствуй, мой дорогой друг!
За окном уже барабанят холодные осенние дожди, шустрый ветер гуляет в волосах прохожих, а яркое солнце давно скрылось за тяжелыми серыми облаками. Я знаю, как ты любишь сидеть дома в такую погоду и посвящать все свое время книгам и горячему сладкому чаю с корицей. Этой осенью и я попробовала проводить серые дни так же, как это делаешь ты.
Помню, года два назад, дело было тоже осенью, мне посоветовали прочесть одну великолепную книгу: «Портрет Дориана Грея» называется. Кстати, так совпало, что завтра день рождения её автора – Оскара Уайльда (16.10.1854). Я уверена, что ты читал эту книгу – она точно в твоем вкусе. Буквально неделю назад я решила прочесть ее снова, и знаешь, чем я прониклась больше всего? Предисловием. Оно пронизано такой глубокой и интересной мыслью, что я вновь и вновь перечитываю его, запоминая по фразам, например: «Те, кто способен узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны». Я сразу задумываюсь об искусстве в жизни человека. Какую роль оно играет для тебя? А для того прохожего, во взгляде которого было столько тоски? Или для девушки, что задумчиво сидит за соседним столиком напротив меня в уютном кафе, в которое я забежала после учебы? Для кого-то искусство ничего не значит, а для кого-то оно является смыслом жизни.
Я вспомнила одну историю, которую очень хочу рассказать тебе. Она захватила меня. Хочешь ли ты о ней узнать? Думаю, да.
Так вот. Летом я работала в нашем школьном музее, помогала его хранительнице Нине Петровне разбирать архивы и случайно нашла кассету. Она была такой же, как те, на которых мы в детстве смотрели мультфильмы. Во мне сразу проснулось любопытство, я захотела узнать, что на ней записано. И я посмотрела ее, когда приехала на дачу. Старенький «пузатенький» телевизор и пыльный кассетник с чердака стали моими помощниками в этом деле. Ты же знаешь, насколько я восхищаюсь талантливыми танцорами, балеринами? Меня действительно впечатляет пластичность и изящность некоторых людей. На той кассете как раз-таки была записана сольная партия красивой тоненькой балерины, чье тело грациозно перемещалось по сцене и вырисовывало красивые пируэты в воздухе. Честно говоря, я не знала, что это за постановка, как звали ту балерину и чью партию она исполняла, но я не могла оторвать своего восторженного взгляда от нее и внимала каждому ее движению.
Когда я открыла «Потрет Дориана Грея», то тут же вспомнила о той кассете и балерине. В моей голове родилось множество вопросов о ней. Как ты думаешь, что я сделала? Верно, пошла в школьный музей и нашла в архивах информацию о ней, народной артистке Коми АССР. Фотографии с выступлений, вырезки из газет, анкеты, заполненные ее ровным почерком, – все это лежало в ее личной папке. И звали ее Чуистова Инна Александровна, она закончила школу, в которой сейчас учусь я.
«Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится…» — писал Оскар Уайльд. Интересно, видела ли она в маленьких балеринах, своих воспитанницах, себя? Видела ли она свое отражение в передачах о балете или самых великих постановках? Чувствовала ли она свое творчество тем самым недосягаемым искусством, прекрасным , недосягаемым? И снова вопросы, вопросы, вопросы, на которые я уже не смогу узнать ответы. Но, знаешь, что мне известно точно? Искусство было для нее жизнью, она не представляла своего существования без балета, тяжелых тренировок, которые были для нее любимой работой, и пуантов с пачкой. И то, что я знаю это, почему-то успокаивает меня, и остальные вопросы, не имеющие ответов, меркнут, потому что у меня теперь есть ответ на самый главный мой вопрос.
Знаешь, откуда он у меня? Я видела ответ в ее глазах, пылающих огнем страсти и желания танцевать, в ее грациозных движениях, невероятно сильных и неповторимых прыжках и в каждом па, что показывало ее величайший талант, тягу к искусству и любовь к балету.
«Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск,» — говорится в предисловии к книге «Потрет Дориана Грея». Пошел ли бы ты на риск ради искусства? Как глубоко ты готов пойти, когда разговор заходит о том, в чем ты души не чаешь?
И я вновь жду от тебя ответы на все мои вопросы, которые, кажется, беспрестанно рождаются в моей голове.