Найти тему

Сотрудник-творец или раб-содержанец?

Пресловутый человеческий фактор.

Один известный спикер в области психологии управления справедливо возмутился тем, что понятие "человеческий фактор" упоминается, обычно, в случае провала, неудачи, отсутствия результата в деле, управленческих проблем. Человек, видите ли, тяжелый попался. Никак управляться не хочет в нужную руководству сторону.

А когда приходит успех (особенно неожиданный, не грамотно стратегически достигнутый, а случайный), то тут уж все лавры руководству, а человеческий фактор подчиненных тут как бы и ни при чем. Попользовали человеческий фактор до состояния выжатого лимона и в ус не дуют, а что он завтра сможет сделать в таком состоянии. Ну да, зарплату заплатили, конечно, порой трехкопеечную, чтоб человеческий фактор и его факторята с голоду не вымерли сразу...и дальше погоняют.

Справедливости ради надо сказать, что в наше время в России должное место все же начинают занимать психологические аспекты управления людьми. Но далеко не везде и не всегда.

Среднестатистический российский начальник, особенно в госучреждениях, считает себя практически единовластным хозяином безвольных и бесправных рабов, которые не работают для того, чтобы ЖИТЬ, а живут, для того, чтобы РАБОТАТЬ.

Мы все на словах просто грезим жизнью в правовом цивилизованном государстве, но на деле мы живем в джунглях - выживает сильнейший. Да-да не живет, а ВЫЖИВАЕТ. И большая часть подчиненных вместо реализации своего профессионального и личностного потенциала, реального профессионального роста, приводящего к росту эффективности всей компании, вынуждена просто выживать в условиях недюжинных психологических перегрузок и неадекватного самоутверждения со стороны не всегда психически адекватного руководства (которому до грамотного управления вверенными людьми, ой как далеко, в основном, это такие "божки-идолы" на местах - ублажи мою значимость или познаешь мой гнев и испытаешь на себе мою месть!)

-2

Мы все хотим, чтобы наша страна встала с колен и стала хорошо жить, но мало кто на своем месте задумывается, что происходит вокруг него в ближайшем окружении.

"А что я могу сделать, скажет кто-то, я человек маленький!". Кто сказал? Кто нам всем сказал, что мы "маленькие" люди?

Сколько нам лет, в каких любовных и дружеских связях мы состоим, насколько мы красивы и стройны, какая у нас нервная система, какие личностные особенности, какие психотравмы внутри, какие у нас проблемы дома - все это ровным счетом не должно волновать никого на работе. Причем как со стороны начальника, так и со стороны подчиненных.

На работе мы не люди, а носители необходимых функций. Все. И многоуважаемый начальник тоже всего лишь носитель функции, интегрирующей, объединяющей, координирующей, отвечающей функции.

Подчиненный обязан качественно выполнять свои функции, причем четко очерченные его контрактом, договором, должностной инструкцией.

Начальник обязан координировать действия подчиненных, помогать им разрешать проблемные ситуации, затрудняющие работу, грамотно применять санкции к нерадивым подчиненным и в случае их нежелания исправить ошибки в работе увольнять.

Все нормальные рабочие отношения строятся строго в рамках заданного временного и функционального регламента.

Подчиненный - не груша для битья, не козел отпущения, не собственность начальника. До начала рабочего дня и после его окончания, в свое личное время, в выходные дни подчиненный принадлежит исключительно сам себе, как бы ни относился к этому начальник.

Любую критику, претензии, спрос начальник имеет право обращать исключительно к качеству выполнения рабочих функций подчиненного. Любые контакты должны осуществляться в режиме взрослый-взрослый в рамках взаимоуважительного делового общения.

Обязанность начальника - быть профессионалом в сфере управления людьми. Управлять значит вести команду к результату, стратегически и тактически грамотно направляя процесс работы.

На работе никто и никому не обязан нравится, никто и никого не обязан любить, жалеть и понимать. Важно исключительно качество выполнения рабочей функции и соответствие поведения общепринятым человеческим нормам морали ( в рабочее время).

-3

Также у подчиненного есть права, кроме обязанностей. Об этом начальники предпочитают не задумываться, однако государство, к счастью, данные права защищает своей властью.

Какие это права - право на отдых от труда, право на восстановление своего здоровья и здоровья иждивенцев в случае заболевания, право на отпуск, а также все права, перечисленные в Конституции РФ, которые должны соблюдаться в отношении любого члена нашего общества.

Иной руководитель о понятиях уважения к чести и достоинству, неприкосновенности личности, свободы совести подчиненного будто и слыхом не слыхивал.

Ну это все в идеале скажете Вы, а в жизни все по-другому...И будете не правы.

Все вышесказанное - норма жизни. И при нарушении этих простых вообщем-то правил происходят вместо эффективной работы парадоксальные явления, за которые с начальников почему-то никто не взыскивает.

У любой неэффективности деятельности организации есть причины. Есть объективные, не зависящие от организации. О них здесь смысла говорить нет. Но есть гораздо больше чисто организационных факторов, на которые можно и нужно влиять.

  1. Личность и профессиональная компетентность руководителя. Имеет первостепенное значение. Если руководитель является человеком с расстройством личности - он не будет занят проблемой эффективности работы, он будет занят обустройством комфортной психологической обстановки вокруг себя. Он не будет интегрировать усилия подчиненных для достижения результата, он будет разделять и властвовать. Управлять - от слова править - исправлять путь. Властвовать - от слова владеть. Есть разница, правда: я веду людей или я владею людьми. К примеру, начальник-нарцисс будет приближать к себе своих угодников и избавляться от противодействующих ему, невзирая на их вклад в дело и профессионализм. Он с легкостью будет разваливать рабочую команду, потому что центр его внимания сфокусирован не на деле, а на нем самом. К тому же, доводя подчиненных до постоянных нервных срывов, он напрочь будет лишать их физических, психических и умственных сил, которые нужны для эффективной работы. Итоги для компании, поверьте мне, будут печальные: постоянная текучка кадров или трясущиеся от страха парализованные подчиненные, не способные принести никакую пользу, плюс финансирование в трубу такого проекта.
  2. Четкая регламентация функций каждого работника. Человек должен точно знать, за что с него спросят, и совершенно спокойно не отвлекаться на то, что в его функции не входит. Человек эффективен только когда все усилия полностью направлены на решение одной задачи от начала до конца. На деле - куча порой совершенно бессмысленных направлений деятельности, которые нужно вести одновременно. Попробуйте одновременно проехаться на трех машинах. Сможете? Эффективно в таких условиях не будет выполнено ни одно направление.
  3. Личность подчиненного неприкосновенна. При нарушении личностных границ подчиненный имеет полное право их защищать, требуя к себе уважительного и достойного обращения, не переходящего рамки выяснения рабочих вопросов. Указывать подчиненному на то, как и с кем жить, как воспитывать своих детей, каков его супруг(а), оскорблять его и критиковать прилюдно начальник не имеет никакого права. Все это создает в подчиненном дистресс и надолго лишает работоспособности. Представьте, что начальник взял кувалду и настучал ею подчиненному по голове. Эффект тот же самый. Думаю, есть повод задуматься.
  4. Нет смысла заставлять заболевшего подчиненного сидеть на работе. Потому что больной он будет там именно сидеть, а не работать, ухудшая еще больше свое состояние и заражая других. Гораздо дешевле отпустить одного человека на больничный, чем сразу весь отдел. Перераспределить функции на период отсутствия заболевшего работника - головная боль начальника, его обязанность - а не повод придраться к подчиненному. То же самое и в случае болезни его детей. Есть закон о родительских обязанностях, который защищает права родителей и спрашивает с них выполнение обязанностей, в том числе и по лечению заболевшего ребенка.

Запуганные, униженные и обессиленные подчиненные, измотанные конфликтами, служебным и семейными, сидят и ненавидят свое руководство и весь несправедливый мир. Не тешьте себя иллюзиями о том, что Вы заставили их работать, многоуважаемые начальники-рабовладельцы.

Эти подчиненные 70% своих усилий тратят на выздоровление от постоянных психотравм, которые Вы им наносите. Еще 10-15% усилий тратят на семью, догадываетесь, сколько остается на работу? Вас устраивает? Ну тогда вопросов больше нет.

А Вы, подчиненные, не хотите работать там, где Вы будете человеком, а не рабом?

Может ли "маленький" человек повлиять на ситуацию. Может. Начните хотя бы просто спокойно пользоваться своими правами, а для этого сначала грамотно изучите их. И будьте сотрудником (от слова сотрудничество), а не марионеткой и рабом.

А там, где человеческое достоинство попирается, работать не надо. Будьте профессионалом своего дела, и работа найдет Вас сама. А от работы, которая лишает Вас жизненных сил, бегите без оглядки, это не работа - это вампирический комбинат.

Ваша жизнь в Ваших руках - Вы способны управлять ею и имеете право ее менять к лучшему. У Вас все получится, только напомните себе о своем Я.

-4

Осознанности Вам и добрых психологов в помощь!
Ваш психолог Евгения Спиридонова!
Фото взяты с сайта Pixabay.com и www.stockvault.net
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Я Вам очень рада!