Багажный коллапс в Шереметьево должен был случиться. Копившиеся годами системные проблемы наконец сделали свое дело. Аэропорт уже много лет испытывает сложности в работе с багажом, и сегодня никто не может с уверенностью сказать, когда они закончатся. Судя по всему, нет никаких оснований предполагать, что это может случиться в ближайшее время. Главное об этих проблемах.
1. Нехватка терминальной инфраструктуры
Первая проблема была очевидна еще 5 лет назад. Тогда Шереметьево и Аэрофлот согласовали программу долгосрочного развития, которая предполагала строительство нового терминала B внутренних воздушных линий. Ожидалось, что этого должно хватить для того, чтобы разгрузить существующую инфраструктуру и обеспечить некоторый запас ресурсов для будущего роста.
Однако, к моменту ввода этот терминал уже не покрывал необходимые потребности аэропорта, не говоря уже о каком-то заделе на будущее. Теперь надежды стоит возлагать на строящийся терминал С. Проблему усугубляет и то, что третья взлетно-посадочная полоса по-прежнему не введена в эксплуатацию. Автоматическая багажная система (единственная в России, кстати) – еще одна головная боль. При проектной мощности больше 5 тыс мест в час она не дотягивает и до 4 тыс, при этом работает не безошибочно.
2. Тяжелая безропотная зависимость от планов Аэрофлота
Главной сложностью для Шереметьево стал взрывной рост трансфера от этого перевозчика. Если еще 5 лет назад Аэрофлот планировал, что трансферным в Шереметьево будет каждый третий его пассажир, то теперь показатель вырос до половины всего пассажиропотока. И тенденция сохраняется.
Трансферный багаж создает очень большую нагрузку на аэропорт. Во время июньского коллапса по некоторым данным количество задержанного трансферного багажа достигало до 9 тыс мест. Хотя сам аэропорт это не подтверждает.
3. Ошибки в прогнозировании поведения пассажиров
Ожидалось, что с повальным введением всеми перевозчиками безбагажных тарифов, быстро изменится поведение пассажиров. Ради экономии они откажутся от багажа и начнут все чаще летать налегке. Но этого не произошло. Прогнозы экспертов оказались фатальной ошибкой для Шереметьево. Причем отклонение оказалось очень существенным. Если на внутренних воздушных линиях по прогнозам ожидалось 8 сумок или чемоданов на 10 пассажиров, то по факту их оказалось от 12 до 15 в зависимости от сезона.
4. Ошибки в кадровой политике
На фоне всех этих проблем Аэрофлот и Шереметьево решили провести кадровую рокировку, которая стала для аэропорта настоящей ловушкой. Раньше функции обслуживания багажа Аэрофлота выполняла сама авиакомпания. В этом году эти функции вместе с персоналом стали активно передавать в Шереметьево-Хэндлинг. Однако, руководство двух компаний не смогло выстроить грамотную мотивационную политику в отношении переходящих сотрудников. В итоге часть из них просто уволились, еще часть решили взять отпуск и посмотреть, чем закончится развитие ситуации с переходом в другую компанию.
Заменить быстро грузчика невозможно, потому что грузчик в аэропорту – это не грузчик в магазине. Он должен уметь обращаться с аэропортовой техникой, изучить технологию, получить допуск службы безопасности и много еще чего. В общем с момента решения стать грузчиком до выхода на работу пройдет месяца три.
Итог
Ни одну из этих проблем аэропорту не удастся решить или обойти в одночасье. В ближайшее время кардинального изменения ситуации с багажом ждать не стоит. Можно надеяться, что хотя бы кадровую проблему аэропорт решит к первым снегопадам, иначе повторения летнего коллапса не избежать, и что в ближайшие месяцы на Москву не обрушатся никакие локальные природные катаклизмы, влияющие на воздушное движение. Массовые задержки рейсов в Шереметьево неминуемо обернутся эскалацией проблемы с багажом.
Прочитали сами - расскажите друзьям: поделитесь ссылкой на эту статью!