Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.
Карл Иероним Фридрих фон Мюнхгаузен
Улыбка, сияющая на лице, как правило, не ассоциируется у окружающих с высоким уровнем интеллекта. Сколько бы мы ни пыжились в попытках перенять правила поведения у «цивилизованных народов», здравый разум всё равно нашёптывает о том, что тот, кто стал мудрым, тот разучился улыбаться. Не в буквальном смысле, конечно же, но понятно, что чем больше испытаний прошёл человек, чем больше невзгод его закалили, тем реже он улыбается.
В какой-то момент этот факт осознают дураки и начинают притворяться умными. Подчас – очень убедительно, ведь недаром родилась поговорка: «Молчи – умней казаться будешь». И это, как ни крути, действует. Суровые, неразговорчивые люди вызывают большее доверие, нежели говорливые весельчаки.
И правда. Например, всем известно, какую реакцию может вызвать доклад политика о снижении уровня жизни населения, зачитанный с безмятежной улыбкой. Естественно, такая подача информации неизбежно будет воспринята обществом, как издевательство и насмешка.
Очевидно, что взаимосвязь между выражением эмоций и эмоциональной окраской ситуации существует неразрывная. А значит, логично, что демонстрация веселья на фоне страдания кого-то – это явный показатель деградации личности. Не может нормальный человек плеваться и поносить на весь свет кого-либо на детском утреннике. И не станет порядочный чиновник улыбаться во время произнесения траурной речи.
Это тот случай, когда разум и мораль одинаково верно проявляются с помощью одного и того же индикатора – отношения к событию с помощью выражения эмоций. А это отношение и есть тот показатель, который определяет как степень порядочности, так и уровень интеллекта.
Следовательно, соблюдение баланса между «умным лицом» и выражением доброжелательности – это талант, обладание которым дано далеко не всем. Неискренняя улыбка продавца за прилавком, равно как и напускная суровость безусого полицейского при исполнении красноречиво сигнализируют окружающим об опасности. Продавец при этом пытается на нас заработать любыми способами (читай – надуть), а полицейский прячет за суровым взглядом собственные некомпетентность и неуверенность. И то, и другое наносит вред окружающим.
Одновременно с этим отсутствие у человека чувства самоиронии часто свидетельствует о его незрелости. И во многих социальных группах даже сложилась традиция проверять новичка с помощью розыгрыша. Так, например, салаг на флоте проверяют, дав поручение продувать макароны на камбузе или затачивать якоря. У авиаторов давно существует традиция поднимать ночью новичков и отправить их на разгрузку аквалангов. Для чего это делается?
А с помощью таких розыгрышей стабильно проявляется реакция новичков на сложившуюся ситуацию. Если они потом злятся и нервничают, и тем паче пытаются отомстить, то доверия такие уже не заслуживают. Это вовсе не значит, что им никто руки не подаст. Однако серьёзного дела уже не доверят до тех пор, пока испытуемый не докажет многократно свою состоятельность. Тот же, кто посмеётся над собой вместе с теми, кто его разыграл, автоматически вливается в коллектив и пользуется доверием до тех пор, пока не совершит нечто такое, что идёт в разрез с неписаными нормами поведения.
С подобными проверками приходилось сталкиваться и тем, кто оказывается на Севере. На Колыме становятся жертвами розыгрышей все, кто впервые там оказывается. Это я могу сказать со знанием дела.
Помнится, как однажды зимой, в сорокаградусный мороз, мы с друзьями шли на шахту № 7 «Кедровская» в Кадыкчане. В компании с нами оказался чечако, недавно переехавший на Колыму из Тульской области. Увидев на ветке заиндевевшей лиственницы у обочины ананас, подвешенный ещё летом каким-то шутником из шахтёров, Игорь спросил, что это за «шишка» такая. Дело-то было в середине восьмидесятых, когда в СССР мало кто в глаза видел настоящие ананасы. А Геннадий, мой друг, не моргнув глазом, без тени улыбки сообщает:
– Ты что, с Луны свалился? Это ананас.
– А я думал, они в Африке растут! – Игорь начал с подозрением вглядываться в лица спутников, но не найдя ни тени улыбки ни у кого из нас, расслабился и уверился в том, что мы не шутим и что на Колыме обыкновенно растут ананасы на хвойных деревьях.
Прозрение было страшным. Обманутый никак не мог понять, что его разыграли вовсе не для того, чтобы унизить. Он даже мысли не допускал о том, что это было сделано без задней мысли, не держа камня за пазухой, а исключительно с добром. Гнев Игоря был страшным, а обида жгла его душу ещё не один год спустя.
Впоследствии все присутствовавшие при этом событии смогли убедиться в том, что проверка юмором работает и точна на все 1 00 %. Парень оказался «не из нашего квартала». Собственными пороками он мысленно наделял всех окружающих, потому и уверился в том, что розыгрыш был злым. На самом деле проблема была в его собственных душевных качествах. Гнилотца сидела в его сердце, а не в наших. Это и привело Игоря на тюремные нары в конце концов.
Могу привести достаточно много обратных примеров, когда способность посмеяться над собой впоследствии оказывалась верным признаком того, что человек обладает всеми положительными качествами, считающимися в обществе наиболее ценными. Тот, кто способен улыбаться в экстремальной ситуации, способен менять мир к лучшему.
Но тот, кто носит на лице маску страдания, добивается уважения преимущественно от тех, кто привык наделять положительными качествами исключительно «страдальцев». Люди религиозные, воцерквлённые, привычно полагают, что только страдания способны освящать душу. Это есть результат возвеличивания культа великомучеников. И мало кто понимает, что истинное величие и духовное просвящение присуще в основном тем, кто не утратил способность радоваться простым незамысловатым вещам вопреки перенесённым страданиям.
Лунный культ формирует негативное отношение к жизни, что, по сути, является одним из смертных грехов даже в соответствии с самими же учениями, формирующими мировоззрение тех, кто сверяет часы по Луне. В христианстве уныние особо порицается. Церковь во все времена обвиняла людей, страдающих унынием, в грехе. Но вот парадокс: та же церковь считает, что радующимся на этом свете уже воздаётся и вход рай посему заказан.
Только позитивное мышление конструктивно. Только активная жизненная позиция подвигает человека на подлинные подвиги, которые делают жизнь окружающих лучше. Гипотетическое «принял страдания за грехи человеческие» никому ещё не дало никакой реальной пользы. Пользу приносят только те, кто не «страдает», а делает. А делать что-либо для окружающих как раз таки свойственно людям позитивным и жизнеутверждающим. Тем, кто живёт по солнечным часам.
Мне кажется, что неслучайно во времена СССР, в период массового атеизма, во всех отраслях культуры нетрудно разглядеть явные и неявные следы культа Ра, т. е. мировоззрения, основанного на прославлении Солнца. Даже в творчестве музыкантов и певцов, которых теперь принято позиционировать как «попсу». Закончу строчками из восхитительной песни замечательного советского исполнителя Яака Йоалы:
Давайте удивляться, удивляться чудесам,
Распахнутого сердца не жалея,
Давайте жить, давайте жить по солнечным часам,
И станет на земле ещё теплее.