Есть в интернете книга Мацумото Рики "Остановившиеся часы". Рекомендую почитать. Это книга дочери основателя тоталитарной японской секты "Аум Синрикё", некоего Тидзуо Мацумото, впоследствии сменившего имя на Сёко Асахара. Секта организовала ряд заказных убийств и две зариновые атаки. Одна из них произошла в 1994-м году в Мацумото (город, созвучный с фамилией Рики). Целью её были судьи, разбиравшие дело против "Аум". Второй теракт через год был совершён в токийском метро. Всего погибло около двадцати человек, пострадало несколько тысяч. Я не могу назвать точных цифр и не пытаюсь даже их установить. Если бы погиб один человек и в моей власти было бы решать, что делать с теми, кто его убил, я бы подписала смертный приговор. Ничего бы не дрогнуло.
Вспомнился один анекдот. Ну такой, на уровне газеты, которую иногда почитываешь в туалете. Мужик ругает своего товарища. Говорил я, дескать, тебе, что это бандитские морды, а ты - юридические лица, юридические лица. Так вот тогда, в 90-х, секта была приличной организацией. "Аум" имел огромный размах как в Японии, так и в России. Число последователей "Аум" - десятки тысяч человек. Лицо основателя на всех афишах, пресс-конференции, мероприятия, встречи с высокопоставленными лицами.... Какая секта, вы что? Рика написала книгу много лет спустя после тех зариновых атак, когда ещё шёл процесс над отцом и его приближёнными. Кто-то проплатил рекламу, и интернет настойчиво предлагал перейти на сайт клуба Рики и почитать эту книгу.
Я почитала. Врага надо знать в лицо. (Все иллюстрации взяты из книги.)
И что скажу.... Вот неоднозначные ощущения. С одной стороны, я как будто перенеслась на время в Японию, открыла для себя новый мир, красоту японской культуры. Словно подошла ко мне вежливая японская девочка и пригласила пойти с ней, чтобы посмотреть местный быт. Я узнала, что такое синкансэн, виноградный хлеб, соевый соус тарэ, рисовые крекеры сэмбэйи и много чего ещё. Осталось светлое впечатление от этой мини-экскурсии. Мне всегда была интересна Япония.
Но что делать с зарином? Убийствами? Рика вспоминает детство, как ей было хорошо с отцом, который носил духовный титул Сонши, как с ней играли самана (на языке пали это означает "практикующий монах"), как её воспитывала мать, а потом вдруг сказка закончилась. Мирная община, многое перенявшая в своём учении от индийских гуру, стала подвергаться нападкам, из неё изымали детей и уводили в детские дома, устраивались акции протеста, начали врываться наглые полицейские, потом арестовали отца.... После атаки в переполненном токийском метро подсудимые говорили, что Сонши отдал приказ распылить в вагонах зарин. И они не помнили, не понимали и не могли сказать, почему пошли и выполнили приказ.
Отсюда масса вопросов....
Даже если такой приказ отдал Сонши, должны же быть и свои мозги. Я бы не пошла с зарином в метро, чтобы отравить невинных людей. А адепты Сонши пошли. И никто из них не остановился, не спросил себя: «Что я делаю? Зачем я слушаюсь Сонши, который отдаёт приказ убивать?» А если Сонши был невиновен, то почему никто не засомневался, что Сонши отдал такой приказ? "Аум" же мирная организация, которая проповедовала ненасилие и осуждала убийство. Тогда тем более странно, что целый Сонши отдаёт приказ погулять с зарином в метро. Почему адепты, услышав это, пошли в метро, а не к Сонши, чтобы получить объяснения и рассказать ему, кто конкретно передал им этот приказ? Начальник должен быть в курсе, что от его лица кто-то умный отдаёт такие приказы.
Почему после зариновой атаки в Мацумото Асахара, если он невиновен, не предпринял нужные меры? Как основатель общины, как руководитель и первое лицо, он должен был провести расследование. Выяснить, кто именно и кому отдавал приказ от его лица. Всячески содействовать полиции. Заявить публично, по телевидению, что он не отдавал приказа травить людей. Это сделали люди, которые, возможно, к "Аум" не имеют никакого отношения. И любой самана, который впредь услышит что-то подобное, должен будет незамедлительно сообщить об этом Асахаре и назвать ему человека, который отдал приказ со словами "Сонши так повелел". Уже тогда Асахара должен был всё сам прояснить. Лично он, а не Рика спустя много лет пытаться в чём-либо разобраться. Что она может понять, если она была на тот момент двенадцатилетним подростком? А те, кто в этом участвовал, вряд ли откровенничали с ней что тогда, что потом. Но Асахара многозначительно и демонстративно ушёл в астрал.
То же и после второго теракта. Когда Асахару арестовали, он не сразу потерял разум. Не сразу превратился в овощ, который ничего не слышит, ничего не видит и ходит только под себя. Нет, может статься, что за десять лет за решёткой слепой и психически неуравновешенный Сёко лишился разума окончательно. Однако первое время он понимал, что он делает, и отдавал какие-то распоряжения. На высокопоставленные места в общине он назначил двух сыновей. Одному два года, второму – три. Чтобы показать, что община, где у руля почти что младенцы, никому не сделает зла, и чтобы потом, если что, их спокойно сместить. Я не отрицаю, что Асахара страдал психическим заболеванием. Там вся семья была двинутой. Рикина мать - законченная неврастеничка. Старшая сестра, помешавшись, утащила брата в деревню, где заперла в шкафу на две недели. Средняя сестра страдала от депрессии. Сама Рика резала руки, у неё были провалы в памяти, нервные срывы и депрессии. Младшая сестра попыталась стать новым гуру, убегала из дому и непонятно как стала жить. Но нельзя сказать, что Асахара не отдавал себе отчёт в своих действиях. Что он был недееспособным. У него был разум и был расчёт. И он не мог оправдаться и начал прятаться, хотя знал, что он ни в чём не повинен?
По словам Рики, отец был беспомощным, как ребёнок. Почти слепой человек, умудрившийся напортачить, пробуя залить лапшу кипятком (что-то там сгорело у него кастрюле - не знаю, что он там выстрончал). Как же он тогда держал власть и заставлял других подчиняться? И такой ли он был наивный, если и её, тогда ещё одиннадцатилетнюю девочку, назначил чуть ли не своим замом? Спрашивается, для чего? Он готовил преемника. У общины были большие планы.
Сонши не отдавал приказов сам. Вернее, он говорил одно, но приближённые к нему самана «монополизировали его имя» и передавали другим его приказы под другим смыслом. Что это вообще за ситуация, когда любую ерунду можно выдавать за «так сказал Сонши»? Что в это время делал Асахара, видя, что творится вокруг него? Что его слова от его лица передаются в искажённом виде? Самана без конца проводили какие-то свои собрания. Сидели днями и ночами, бесконечно спорили о том о сём. И что, нельзя было договориться, что все приказы от "главнокомандующего" поступают только на таких собраниях? А заодно и в письменном виде. А то создали министров (в общине были министры), а приказы – только на словах и каждый делает что хочет. От имени Сонши. Это непростительная неосторожность. Ведь неспроста говорят, что предают всегда свои.
Если послушать Рику, то самана все были тихие. Люди, которым трудно общаться, психически нездоровые, склонные к уединению, стремящиеся к самосовершенствованию. Это было маленькое общество для добрых сердцем людей, наивных, скромных и неприспособленных к жизни. И руководитель – слепой отец, которому был нужен поводырь. Всё бы ничего, но это безобидное братство набрало большие обороты сперва в Японии, потом в России. К секте примкнули тысячи адептов. Асахара виделся с Лужковым и говорил с Далай Ламой, он разъезжал по разным городам и без конца мелькал на телевидении. Как-то это слишком большой размах для простого общества инфантилов. Рика живёт детскими воспоминаниями. Она видела этих самана глазами ребёнка. Конечно, с маленькой девочкой, ещё и дочерью гуру, они все были добры, не ругали за шалости и играли с малюткой. На тот момент они все казались ей очень добрыми.
Например, Мураи Хидео, министр науки в секте. Рика очень любит его и называет ласково Мандзю. Рика вспоминает, как Мандзю был ещё молод, как он играл с ней, малюткой, катал её на плечах, а она теребила его отросшие локоны. Она не может пережить того, что Мураи убили. А убили, чтобы после этих атак он не взял вину на себя, оправдав этим Сонши. Так думает Рика. Однако именно он, по её же словам, хитрил с отцом и обманывал других самана, заставляя их что-то делать, потому что «Сонши так повелел», хотя отец ничего такого и близко не говорил. Мураи видел самолёты и говорил слепому Асахаре, что это американцы, которые летят распылять зарин. При этом сам он толком не знал, что это за самолёты и куда летят, но пугал и так полусумасшедшего и параноидального Асахару. И это замечательный человек? Именно на Мураи указывали арестованные по делу об атаке в токийском метро как на человека, который передал приказ Асахары. А один из них – и на Асахару, который на его глазах поручил Хидео возглавлять зариновую атаку. Конечно, детские воспоминания могут быть и радужными, и светлыми, но уже одно то, что Хидео помогал обостриться паранойе Сонши, заставляет думать, что был он не таким простым и хорошим.
У секты было подразделение по науке и технологиям. Только вот беспомощные аумовцы не могли настроить телевизор (или на худой конец вызвать мастера, чтобы не добивать его окончательно), умудрялись порезаться игрушечным дирижаблем, смастерили судно на воздушной подушке, которая мгновенно сдулась, когда на судно сел Сонши, сделали какие-то тренажёры, которые давали дуба на тренировках... Ну, может быть, рядовая паства и была наивной и инфантильной, с детскими фантазиями в голове, но руководство "Аум" вряд ли было таким простым. И отец Рики тоже. В противном случае видя, что община пользуется популярностью, а у руля стоят недоумки, кто-то бы прибрал власть к рукам. Отец любил теории заговоров. И сама же Рика не отрицает, что, пугая верующих Армагеддоном, "Аум" нечестно собирал пожертвования. Например, «самана говорили верующим, что во время Армагеддона все долги будут списаны, поэтому рекомендовали им брать в долг и делать пожертвования общине». Думаю, что комментарии излишни.
Кроме того, у меня ещё есть вопросы...
«Раньше я почти не читала книг, – пишет Рика в эпилоге, – поэтому мне казалось, что написание книги – что-то совсем несложное». Но позвольте, как можно учиться в институте, чтобы не читать при этом книг? В доме у отца были книги. Её сёстры что-то читали. Рика не могла не видеть книг. Но это мелочи.
Асахара был почти слеп. Он учился в школе для слабовидящих и в раннем детстве не мог помогать отцу плести татами. Но смог увидеть муравьёв, даже там, где Рика, зрячая, не поняла, что это муравьи.
Самана все были хорошие. 99% даже не помышляли об атаках. Это всё плохие самана, которых был лишь 1%. Как тогда получилось, что они оказались под следствием и поголовно все были из "верхушки"? И почему против хороших людей восставали местные жители и даже дочери Асахары выступали против него?
"Аум" хорошая организация, "Алеф" плохая. Рика не хочет быть в "Алеф". А в чём отличие, если в "Алеф" - те же люди, которые были в "Аум"? Её мать, те же самана, с которыми она хорошо общается. Ну да, ряды поредели, но костяк остался во многом прежний. "Алеф" - всё тот же "Аум", просто изменивший название. И чем хорош был "Аум", если в нём, как и нынче в "Алеф", говорили всякую чушь от лица то Рики, то отца? Значит, и в "Аум" жили те же наглые морды, которые выдавали своё враньё за приказы Ачари (это что-то типа "наставник") и перекочевали в Алеф".
Я бы хотела пообщаться с Рикой и задать ей эти вопросы. Но я уже знаю, чем это кончится. Я недавно видела передачу, в которой Рика давала интервью одному японскому телеканалу. Внизу был перевод на русский. Ведущий, пожилой японец, задавал конкретные вопросы. Причём бил в точку и разбирал ситуацию очень чётко. Рика же не отличалась многословностью. Она задумывалась, немного нервничала, отвечала либо "Я не знаю", "Не помню", "Сама хотела бы это понять". Часто уводила разговор в другую сторону. После одного конкретного вопроса у неё сорвалось слово "Ксо!". Перевод за этим не последовал. Но я уже знаю от анимешников, что "ксо!" в японском языке - это что-то типа "чёрт!". Или.... Короче говоря, одно старинное слово, выражает досаду, по звучанию близкое с тем, которым называют падшую женщину, только говорится и пишется через "т".
По-человечески мне очень жаль эту девочку. Ей не повезло родиться в общине, и это счастье, что секта понесла серьёзный удар, когда девчонку ещё можно было спасти. Когда она ещё могла о чём-то думать, анализировать и принять решение уйти из секты. Когда она ещё могла смотреть критически на общину и на людей, которые её тогда окружали. Эмоционально, конечно же, ей было очень тяжело. Она страдала из-за того, что её дом уничтожен и всё, что было в нём хорошим, пришлось поставить под вопрос. Из-за того, что рядом есть общество, о котором она ничего не знает и в которое ей предстоит ещё влиться. Из-за того, что отцу светит смертная казнь. Это врагу не пожелаешь пережить такие перипетии, да ещё в кругу чиканутых родственников. Но она могла рассуждать, ей ещё не промыли мозги сомнительными практиками и медитациями, превратив в несмыслящую самана, которая делает что-то и не понимает, зачем.