Как известно, В. И. Ленин в выражениях не стеснялся. Даже своих соратников за их провинности называл «иудушками», «политическими проститутками» и т. д.
Так что с выдающимся русским философом Николаем Бердяевым Владимир Ильич обошелся вполне «человечно» и «корректно», назвав его всего-навсего «пустомелей». Связано это с вологодской ссылкой Бердяева и произошло при таких обстоятельствах.
Зимой 1902 года в письме к марксистке Л. Аксельрод-Ортодокс (обратите внимание на вторую часть фамилии—она весьма символична) Ленин писал:
«Из Вологды (где сидят Бердяев и Богданов) сообщают, что ссыльные там усердно спорят о философии и Бердяев как наиболее знающий «побеждает», по-видимому».
Ленин не ошибся. В Вологде среди ссыльных шли горячие философские споры, и Н. Л. Бердяев, действительно, обладая огромной эрудицией и оригинальным глубоким умом, легко побеждал марксистов-«ортодоксов».
Выделялся Николай Александрович среди политических ссыльных. Являлся он не только аристократом духа, но и аристократом по манерам, по поведению. Был родственником вологодского губернатора. «Прославился» в Вологде тем, что жестоко наказал однажды тростью местного ловеласа за его приставание к женщине.
Не тот был человек Бердяев, явно «не наш». И главное, он, переболев «марксизмом», все более и более склонялся к идеализму и религии. И это Ленину не нравилось. Потому Владимир Ильич посоветовал:
«Ах, как хорошо бы было хоть несколько строк посвятить отделке этого «пустомели».
Л. Аксельрод-Ортодокс в меру своих возможностей заказ Владимира Ильича выполнила, поместила в журнале «Заря» на Бердяева разгромную публикацию. Плеханову, человеку культурному и философски подготовленному, это не понравилось. Нельзя, мол так обращаться с философами, это - «упрощенчество». На что Владимир Ильич со свойственной ему прозорливостыо заметил об этой публикации, названной «Послесловие»:
«А по-моему, оно коротко, резко, ясно и дельно обрезало этого господина».
А вскоре в Вологду прибыл в ссылку А. В. Луначарский, и уже он повел на Бердяева идейное наступление и наивно предположил, что полностью «опроверг» философа и одержал над ним победу.
После революции Бердяева могли «обрезать» более резко: он оказался на Лубянке, ему грозил расстрел.
Но произошло своего рода чудо: Дзержинский после личной беседы с философом приказал отпустить его, посчитав, что он для революции не опасен. Бердяева выслали на Запад, со временем он был признан одним из выдающихся мыслителей XX века.
Источник: Аринин В. Как Ленин Бердяева «пустомелей» обозвал / В. Аринин // Русский Север. – 1992. – 10 апреля. – С. 2.