Найти тему
Мурманский вестник

Ключи от неба

Оглавление

Как господство в воздухе над Мурманском перешло к нашим летчикам

В 1944 году летчики ПВО в районе Мурманска на истребителях Як-9 уверенно вели воздушные бои с немецкими асами.
В 1944 году летчики ПВО в районе Мурманска на истребителях Як-9 уверенно вели воздушные бои с немецкими асами.

1944 год - победный год для нашего Заполярья и Карелии. Что победа уже не за горами, стало понятно уже с первых его месяцев. Особенно это проявлялось в небе над Мурманском, где противник нес существенные потери, все попытки добиться каких либо весомых результатов оказывались безуспешными. После двух знаковых воздушных боев на подступах к городу господство в воздухе окончательно перешло к нашим летчикам. Об этих двух и поговорим - они того стоят.

«Эксперты» без костяка

С окончанием полярной ночи активность авиации врага резко возрастала. С марта противник стремился захватить тактическое господство в воздухе. И это ему зачастую удавалось.

В 1942 году к середине мая летчикам 5-й истребительной эскадры «Eismeer» в этом помогли самолеты новой модификации «мессершмитта» Bf-109F «Фридрих». При этом наши, воевавшие тогда в основном на импортных устаревших английских «харрикейнах», понесли тяжелые невозвратные потери.

В 43-м в небе Заполярья все уже было иначе. Люфтваффе теряло своих лучших асов. 19 апреля в районе Мурманска сбили и захватили в плен самого результативного немецкого аса Севера оберфельдфебеля Рудольфа Мюллера (92 воздушные победы), а следом за ним, 7 мая, сбили и убили оберфельдфебеля Альбера Брунера (53). 16 июля в воздушном бою получил тяжелое ранение лейтенант Ганс Дёбрихь (65), после чего он служил исключительно в учебных подразделениях.

Вот так, по сути за несколько месяцев, был выбит костяк самой результативной 6-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры (ее еще называли Expertenstaffel - «Эскадрилья асов»). Командир этой эскадрильи «экспертов» оберлейтенант Генрих Эрлер чуть не угодил в плен, когда 21 июня был сбит армейскими летчиками 19-го гвардейского истребительного авиаполка над Кировской железной дорогой в районе Кандалакши. В последний момент прямо под носом нашей поисковой группы его вывезли с места падения на гидросамолете.

Тем не менее под занавес боевых действий уходящего 1943 года «полярные охотники» показали, что еще рано списывать их со счетов: 20-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиаполк нес потери. В воздушном бою, проходившем прямо над армейским аэродромом Мурмаши, было сбито семь «киттихауков», еще три самолета получили повреждения, два из которых на посадке скапотировали. В итоге погибли пять опытных летчиков и еще трое получили ранения. С немецкой стороны потерь не было.

Зимой 1943-44-го в небе Заполярья было затишье, но практически во всех истребительных полках ВВС Северного флота, 7-й воздушной армии и 122-й авиадивизии ПВО шло масштабное перевооружение. Морские и армейские летчики старые «харрикейны» и «киттихауки» заменили на новые «аэрокобры», которые теперь по всем тактико-техническим характеристикам не уступали модернизированным «мессершмиттам» Bf-109G «Густав», а авиаполки ПВО пересели на отечественные легкие и маневренные истребители Як-7Б и Як-9.

Боевые позиции 85-мм зенитных батарей на подступах к Мурманску.
Боевые позиции 85-мм зенитных батарей на подступах к Мурманску.

С началом 44-го активность немецкой авиации заметно выросла. В декабре ушедшего года в районе Мурманска всего 32 самолетопролета вражеских самолетов, в январе - до 107. Однако перевооружение наших дало результаты в первых же боях.

Два «мессера» за минуту

3 января две пары «охотников» на бреющем появились в районе аэродрома Шонгуй, где их перехватили Як-7б 767-го ИАП ПВО. В скоротечном бою наши летчики сбили два «мессера» Bf 109G из 7-й эскадрильи (7./JG 5) - ефрейтор Оскар Аманн погиб, а фельдфебель Артур Бэт был взят в плен. Отличились младшие лейтенанты Николай Матвеев, Виктор Федоров и Иван Круглов. Причем Круглов атаковал вражеский истребитель с такой короткой дистанции, что чуть не столкнулся с ним, задев килем хвостового оперения своего «яка» крыло врага. За этот свой первый и успешный бой командир звена Матвеев был награжден орденом Красной Звезды.

В эти же январские дни свое веское слово сказала и хорошо отлаженная к этому времени система противовоздушной обороны на Мурманском направлении. 11 января над полуостровом Рыбачий первым залпом зенитчики Северного оборонительного района СФ сбили Bf-109G - ведущего тройки, выполнявшей разведывательный полет. Командир 9-й эскадрильи (9./JG 5) капитан Ганс-Германн Шмидт совершил вынужденную посадку на полуострове и был взят в плен.

Через несколько дней, 15 января, произошел редчайший случай, когда расчет поста наблюдения ВНОС № 7324 в количестве пяти человек под командованием старшины Павла Михайлова огнем мелкокалиберного пулемета ШКАС и стрельбой из винтовок за одну минуту сбил два вражеских истребителя Bf-109G, пролетавших мимо их поста на бреющей высоте! (Об этой уникальной победе мы еще поговорим отдельно.) Летчики ефрейтор Хорст Бергманн и лейтенант Карл-Хайнц Фогель из 7-й эскадрильи (7./JG 5), совершившие вынужденную посадку на замерзшее озеро недалеко от нашего поста, не захотели сдаваться в плен и были убиты в перестрелке.

Не дожидаясь весенних солнечных летных дней, командование люфтваффе на Полярном фронте озаботилось уже в первом месяце наступившего 1944 года заявить о своих правах в небе. 29 января всеми имеющимися силами в составе трех истребительных эскадрилий произведен вылет в район Мурманска. Общее руководство операцией осуществлял командир III Группы (III./JG 5) кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями капитан Генрих Эрлер - самый результативный на тот момент немецкий ас в составе 5-го воздушного флота - 120 побед. Правда, теперь в эскадрильях истребительной эскадры «Eismeer» преобладал молодняк - ефрейторы и унтеры, обученные в летных школах по сокращенной программе. В 44-м немцы оказались в той же ситуации, в какой были в 1942 году ВВС Красной армии, когда асам противостояли плохо обученные вчерашние курсанты.

Еще на подлете к линии фронта радиолокационные станции «Пегматит» обнаружили приближение нескольких групп вражеских самолетов. На перехват поднялось 26 истребителей Як-7б и Як-9 122-й ИАД ПВО.

Двадцать «мессеров» Bf-109G, ведомые парой капитана Эрлера, направлялись к Мурманску, но, встреченные на подступах к городу плотным зенитным огнем отвернули на юг - к аэродромам Мурмаши, Шонгуй и Арктика.

Майор Генрих Эрлер - командир III Группы 5-й истребительной эскадры «Eismeer». Вот таких мы научились побеждать.
Майор Генрих Эрлер - командир III Группы 5-й истребительной эскадры «Eismeer». Вот таких мы научились побеждать.

Встреча с нашими самолетами состоялась примерно между Мурманском и Колой. Первой в бой вступила шестерка Як-9 768-го ИАП ПВО младшего лейтенанта Михаила Скачкова, затем противника атаковали летчики 767-го и 769-го ИАП ПВО. Группы с обеих сторон распались на отдельные четверки и пары, между которыми проходили поединки как на виражах, так и на вертикали.

Схватка продолжалась не более получаса. Немцы потеряли один «мессершмитт», но эта потеря была чувствительной. Сбили и взяли в плен командира 9-й эскадрильи лейтенанта Вальтера Клауса, только что назначенного на эту должность после потери капитана Шмидта.

Еще один «мессер» получил повреждения, а пилот унтер-офицер Вильгельм Штробель - ранение, но немцу удалось перетянуть за линию фронта и там совершить вынужденную посадку. С нашей стороны потерь не было, подбили лишь Як-9 младшего лейтенанта Василия Челышева из 767-го ИАП ПВО, но летчик благополучно совершил посадку с убранным шасси на своем аэродроме.

Срезал хвост у своего

Ровно через месяц с немецкой пунктуальностью, 29 февраля, Генрих Эрлер, уже в звании майора, со своими подопечными снова пересек линию фронта. На этот раз перед летчиками III Группы 5-й истребительной эскадры «Eismeer» поставили более серьезную задачу: нанести бомбардировочный удар по Мурманскому морскому порту, где на рейде в Кольском заливе разгружались прибывшие накануне 42 транспорта союзного конвоя JW 57. Так как в составе 5-го воздушного флота уже давно не было бомбардировочной авиации, то эти обязанности возложили на летчиков 9-й эскадрильи, подвесив под фюзеляжи их Bf-109G по одной фугасной бомбе весом 250 килограммов.

Внезапного налета у немцев снова не получилось - станции РЛС своевременно засекли 17 «мессершмиттов», навстречу которым по тревоге вылетели 24 истребителя Як-7б и Як-9 122-й ИАД ПВО.

При попытке с юга, со стороны Колы, произвести бомбардировочный удар по кораблям, стоящим в заливе, «мессершмитты» с бомбами были перехвачены в районе Мурмашей эскадрильей капитана Сергея Тягунова 767-го ИАП ПВО. Наши летчики произвели внезапную атаку из облаков. Немцы резким маневром на виражах стали выходить из-под удара, при этом сбрасывали бомбы в сопки. В этот момент два «мессера» столкнулись в воздухе - ведомый винтом срезал у своего ведущего хвостовую часть фюзеляжа.

«Мессершмитт» Bf 109G-2 командира 9-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры капитана Ганса-Германна Шмидта, сбитого над полуостровом Рыбачий 11 января 1944 г.
«Мессершмитт» Bf 109G-2 командира 9-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры капитана Ганса-Германна Шмидта, сбитого над полуостровом Рыбачий 11 января 1944 г.

Неуправляемый «мессершмитт» с высоты около 3000 метров пошел вниз и при этом еще столкнулся с нашим истребителем, отбил кусок полтора-два метра от его правой плоскости. Немецкий пилот выбросился с парашютом и попал в плен. Им оказался командир опять-таки невезучей 9-й эскадрильи - лейтенант Вольфганг Рост. Невероятно, но факт: за полтора месяца в районе Мурманска были сбиты и попали в плен три поочередно назначенных командира 9-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры - капитан Шмидт, лейтенант Вальтер и теперь Рост.

Тем временем немецкому пилоту унтер-офицеру Рудольфу Артнеру с поврежденными лопастями воздушного винта удалось благополучно вернуться домой. К сожалению, от нашего летчика младшего лейтенанта Петра Мельникова фортуна отвернулась: при попытке совершить посадку с разбитым крылом на своем аэродроме летчик разбился и погиб. Погиб и капитан Тягунов - во время преследования группы «мессеров» его атаковали и сбили. В скоротечном бою немецкие пилоты всей группой дружно спикировали к земле и на повышенной скорости ушли на свою территорию. Как отмечали посты ВНОС, линию фронта пересекали большей частью поодиночке.

В дальнейшем «полярные охотники» совершенно отказались от налетов на Мурманск. Не получалось, как раньше, сбивать в одном бою по 5-6 и более самолетов. Теперь их самих сбивали! Дальнейшие действия немцев в небе Заполярья приняли чисто оборонительный характер по прикрытию своего места базирования и конвоев снабжения на морских коммуникациях, которым наша авиация не давала жить спокойно до конца боевых действий на Крайнем Севере.

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.07.2019