- Прокурору Республики Крым О. А. Камшилову.
- Председателю Совета министров Республики Крым С. В. Аксёнову.
- Директору департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры России Р. А. Рыбало.
Просим провести проверку по факту нарушения охранных и защитных зон объектов культурного наследия Керчи в районе церкви Иоанна Предтечи VI–X веков постройки. Это древнейший действующий храм России, и он требует особо бережного отношения, не только с точки зрения конструктивно-архитектурных частей самого памятника, но и прилегающей к нему градостроительной среды и композиционно-видовых связей.
В настоящее время владелец кафе «Капучино» по переулку Димитрова, 4 — Андрей Геннадьевич Овчинников — возводит 4-этажное строение с подвальным этажом на расстоянии 50 метров от храма Иоанна Предтечи. Территория застройки попадает в следующие охранные зоны:
- Охранная зона исторического ареала города Керчи.
- 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия федерального значения Церковь Иоанна Предтечи, VIII в. (пер. Димитрова, 3А).
- 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия федерального значения Греческая церковь, сер. XIX в. (ул. Театральная, д. 32).
- 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия федерального значения Лестницы Большие и Малые, сер. XIX в. — кон. XIX в. (ул. Театральная, ул. 23 Мая 1919 года).
- 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия городского округа Керчь здания женской Романовской гимназии, сер. XIX в. – нач. XX в. (ул. Театральная, 34).
- 3-я категория археологического культурного слоя.
Согласно статье 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
«1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
2. Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».
Согласно статье 35 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
«1. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включённые в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
2. Предмет охраны исторического поселения включает в себя:
1) исторически ценные градоформирующие объекты — здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединённые в том числе масштабом, объёмом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;
2) планировочную структуру, включая её элементы;
3) объёмно-пространственную структуру;
4) композицию и силуэт застройки — соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;
5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными);
6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.
4. Объекты культурного наследия, включённые в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований».
В центральной части города Керчь выделена зона исторического ареала. В соответствии со ст. 44 закона Республики Крым от 11 сентября 2014 г. №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в республике Крым» (с изменениями, внесенными Законом Республики Крым от 25.06.2015 №123-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Крым „Об объектах культурного наследия в Республике Крым“») границы и особый режим использования территорий, включая исторические ареалы, зоны охраны, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации (статья 44 в редакции Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 123-ЗРК).
Земельный участок располагается в границах исторического ареала 2 режима использования (определён историко-архитектурным опорным планом Керчи 2011 года, действующим поныне в составе нового генерального плана 2018 года):
«Предлагается режим комплексной регенерации, с воспроизведением распланировано-пространственной системы террасированной застройки, что означает:
1) осуществление ремонтных работ по обновлению несущей способности подпорных стен между улицами;
2) осуществление ремонтных работ по восстановлению уличного покрытия и вертикальных связей между улицами (лестниц), утраченных в течение долгой эксплуатации;
3) осуществление ремонтных работ по инженерным коммуникациям и их устройствам: водопровод, электроснабжение и др.;
4) по возможности, на особо ценных участках устранения наземной прокладки труб теплотрасс (проложить под землёй или обойти эти территории);
5) осуществление ремонтно-реставрационных работ на жилых сооружениях с учётом их типологических и характерных особенностей;
6) сохранение фронтов сплошной застройки по улицам, и палисадов перед усадебными участками, где они существуют;
7) сохранения преобладающей высотности застройки, исторически сложившейся для определённых улиц, кварталов, отдельных территорий;
8) сохранение высотности застройки (в один этаж), для сооружений, выходящих на линию застройки чётной стороны ул. Свердлова на участке, до пересечения её с 2-м Босфорским переулком, как такой, которая не закрывает вид на г. Митридат с нечётной стороны ул. Свердлова;
9) сохранение высотности застройки, сложившейся исторически на улицах Театральная, Крупской, 19 мая 1919, Рыбакова, 1-й Митридатской пер., 1-я, 2-я и 3-я Митридатская, Пантикапейская, пер. и ул. Е. Пугачева, 1-я и 2-я Нагорные, часть ул. Курсантов, Госпитальная и ул. Шлагбаумская.
Режим комплексной регенерации включает реставрацию памятников, санацию застройки, реставрацию фасадов, модернизацию застройки без нарушения её стилевых характеристик и традиционных строительных приёмов.
Кроме памятников архитектуры и истории, а также вновь выявленных объектов наследия, находящиеся на этой территории, здесь должны быть сохранены все сооружения, классифицированные как значительные архитектурные и градостроительные объекты, и те, что внесены в список „Рядовая историческая застройка, характерная для кон. XIX – нач. XX вв.“, которые создают своеобразный объёмно-пространственный каркас сохранённой исторической среды.
Для полного представления о состоянии исторических зданий и сооружений необходимо провести детальную инвентаризацию всей исторической застройки в пределах охранной зоны, с учётом внутриусадебных строений — флигелей, хозяйственных сооружений и др.
Новое строительство на этих территориях возможно лишь в исключительных случаях, и только по проектам, разработанным на основе историко-градостроительных обоснований и по согласованию с Комитетом охраны культурного наследия АРК и Управлением главного архитектора г. Керчи.
Реставрационные и реконструкторские работы на исторических объектах в пределах указанной территории комплексной охранной зоны должны быть разработаны на основе историко-градостроительных обоснований и по согласованию с Комитетом охраны культурного наследия АРК и Управлением главного архитектора г. Керчи».
Согласно статье 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
«1. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов».
Таким образом, застройщик в лице А. Г. Овчинникова нарушил требования к новому капитальному строительству (высотность, стилистика, исторический ансамбль и планировка, методы строительства) в границах комплексной охранной зоны исторического ареала города Керчи и защитных зон памятников культурного наследия федерального и регионального значения. В результате нанесён колоссальный вред историческому облику древнейшего города России и ансамблю самого старого действующего храма России — средневековой церкви Иоанна Предтечи VI–X веков постройки.
Из общения с представителем Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым в Керчи Татьяной Николаевной Арбузовой складывается впечатление, что данная организация оказывает предпринимателю всяческое содействие. Госкомитет не первый раз выступает в интересах бизнеса, нанося вред культурному наследию Керчи и Крыма. Последние примеры: карьерный промысел в районе античного городища Артезиан, где велась добыча песка на археологически ценной территории, и президентский проект по реставрации комплекса Митридатской лестницы, где при умышленном бездействии Госкомитета был уничтожен почти гектар неизученной археологически территории античного Пантикапея. И теперь Госкомитет одобрил строительство вопреки действующим правилам использования охранных и защитных зон, чем совершил преступное деяние. Разрешение также должен был выдать главный архитектор Керчи, но начальник управления градостроительства, архитектуры и рекламы Елена Анатольевна Казаева сообщает, что это было сделано до её вступления в должность.
Просим провести проверку в отношении данного строительства, занимающего двор между улицей Театральная и переулком Димитрова, и принять меры для демонтажа начатой постройки. Также просим провести аналогичную проверку в отношении ведущегося предпринимателем Борисом Борисовичем Павловским строительства по адресу Адмиралтейский проезд, 1, попадающего в границы комплексной охранной зоны (согласно официальному ответу Госкомитета по охране культурного наследия Крыма № Х-5/64/2 от 06.11.2015 г.) и расположенного на территории, где действуют все вышеозначенные ограничения в отношении защитных зон памятников культурного значения, а также приведённые далее требования зоны охраняемого ландшафта акватории Керченской бухты и прибрежной части центрального района города:
«В акватории Керченского пролива, входящей в зону охраняемого ландшафта, запрещается строительство пирсов, причалов, островов и других искусственных сооружений. В перспективе, в связи с активизацией туристических и рекреационных функций города, предусматривается вывод большинства промышленных предприятий из центральной части города и ликвидация большого количества искусственных береговых гидротехнических сооружений, связанные с производством. В береговой части зоны охраняемого ландшафта предусматривается запрет нового капитального строительства, прежде всего таких сооружений, которые кардинально нарушают основные панорамные виды исторической части города».
3-этажное строительство на Адмиралтейском проезде, 1 закрывает вид на церковь Иоанна Предтечи с юга, а 4-этажное здание на переулке Димитрова, 4 — с востока. Оба здания совершенно не соответствуют архитектурному облику города конца XIX в. — начала XX в., представляют собой примитивные железобетонные конструкции с панорамными окнами и плоскими крышами — предприниматели преследуют цель максимальной экономии в тех районах строительства, где это недопустимо и требуются серьёзные исторические изыскания и выработка подходящих архитектурно-градостроительных решений. Застройка по адресу Адмиралтейский проезд, 1 и вовсе производится на месте утраченного ценного архитектурного объекта — так называемого дома Домгера — и вопреки градостроительным нормам, охранному законодательству и требованиям общественности не восстанавливает его облик, а перечёркивает богатое историческое наследие.
22 июня 2019 года.
К. Н. и В. Н. Ходаковские