Найти тему

Об угрозе объектам культурного наследия федерального значения

  • Прокурору Республики Крым О. А. Камшилову.
  • Председателю Совета министров Республики Крым С. В. Аксёнову.
  • Директору департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры России Р. А. Рыбало.

Просим провести проверку по факту нарушения охранных и защитных зон объектов культурного наследия Керчи в районе церкви Иоанна Предтечи VI–X веков постройки. Это древнейший действующий храм России, и он требует особо бережного отношения, не только с точки зрения конструктивно-архитектурных частей самого памятника, но и прилегающей к нему градостроительной среды и композиционно-видовых связей.

В настоящее время владелец кафе «Капучино» по переулку Димитрова, 4 — Андрей Геннадьевич Овчинников — возводит 4-этажное строение с подвальным этажом на расстоянии 50 метров от храма Иоанна Предтечи. Территория застройки попадает в следующие охранные зоны:

  1. Охранная зона исторического ареала города Керчи.
  2. 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия федерального значения Церковь Иоанна Предтечи, VIII в. (пер. Димитрова, 3А).
  3. 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия федерального значения Греческая церковь, сер. XIX в. (ул. Театральная, д. 32).
  4. 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия федерального значения Лестницы Большие и Малые, сер. XIX в. — кон. XIX в. (ул. Театральная, ул. 23 Мая 1919 года).
  5. 200-метровая защитная зона памятника культурного наследия городского округа Керчь здания женской Романовской гимназии, сер. XIX в. – нач. XX в. (ул. Театральная, 34).
  6. 3-я категория археологического культурного слоя.
-2

Согласно статье 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

«1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

2. Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».

-3

Согласно статье 35 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

«1. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включённые в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

2. Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты — здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединённые в том числе масштабом, объёмом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая её элементы;

3) объёмно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки — соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

4. Объекты культурного наследия, включённые в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований».

В центральной части города Керчь выделена зона исторического ареала. В соответствии со ст. 44 закона Республики Крым от 11 сентября 2014 г. №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в республике Крым» (с изменениями, внесенными Законом Республики Крым от 25.06.2015 №123-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Крым „Об объектах культурного наследия в Республике Крым“») границы и особый режим использования территорий, включая исторические ареалы, зоны охраны, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации (статья 44 в редакции Закона Республики Крым от 25.06.2015 N 123-ЗРК).

Земельный участок располагается в границах исторического ареала 2 режима использования (определён историко-архитектурным опорным планом Керчи 2011 года, действующим поныне в составе нового генерального плана 2018 года):

«Предлагается режим комплексной регенерации, с воспроизведением распланировано-пространственной системы террасированной застройки, что означает:

1) осуществление ремонтных работ по обновлению несущей способности подпорных стен между улицами;

2) осуществление ремонтных работ по восстановлению уличного покрытия и вертикальных связей между улицами (лестниц), утраченных в течение долгой эксплуатации;

3) осуществление ремонтных работ по инженерным коммуникациям и их устройствам: водопровод, электроснабжение и др.;

4) по возможности, на особо ценных участках устранения наземной прокладки труб теплотрасс (проложить под землёй или обойти эти территории);

5) осуществление ремонтно-реставрационных работ на жилых сооружениях с учётом их типологических и характерных особенностей;

6) сохранение фронтов сплошной застройки по улицам, и палисадов перед усадебными участками, где они существуют;

7) сохранения преобладающей высотности застройки, исторически сложившейся для определённых улиц, кварталов, отдельных территорий;

8) сохранение высотности застройки (в один этаж), для сооружений, выходящих на линию застройки чётной стороны ул. Свердлова на участке, до пересечения её с 2-м Босфорским переулком, как такой, которая не закрывает вид на г. Митридат с нечётной стороны ул. Свердлова;

9) сохранение высотности застройки, сложившейся исторически на улицах Театральная, Крупской, 19 мая 1919, Рыбакова, 1-й Митридатской пер., 1-я, 2-я и 3-я Митридатская, Пантикапейская, пер. и ул. Е. Пугачева, 1-я и 2-я Нагорные, часть ул. Курсантов, Госпитальная и ул. Шлагбаумская.

Режим комплексной регенерации включает реставрацию памятников, санацию застройки, реставрацию фасадов, модернизацию застройки без нарушения её стилевых характеристик и традиционных строительных приёмов.

-4

Кроме памятников архитектуры и истории, а также вновь выявленных объектов наследия, находящиеся на этой территории, здесь должны быть сохранены все сооружения, классифицированные как значительные архитектурные и градостроительные объекты, и те, что внесены в список „Рядовая историческая застройка, характерная для кон. XIX – нач. XX вв.“, которые создают своеобразный объёмно-пространственный каркас сохранённой исторической среды.

Для полного представления о состоянии исторических зданий и сооружений необходимо провести детальную инвентаризацию всей исторической застройки в пределах охранной зоны, с учётом внутриусадебных строений — флигелей, хозяйственных сооружений и др.

Новое строительство на этих территориях возможно лишь в исключительных случаях, и только по проектам, разработанным на основе историко-градостроительных обоснований и по согласованию с Комитетом охраны культурного наследия АРК и Управлением главного архитектора г. Керчи.

Реставрационные и реконструкторские работы на исторических объектах в пределах указанной территории комплексной охранной зоны должны быть разработаны на основе историко-градостроительных обоснований и по согласованию с Комитетом охраны культурного наследия АРК и Управлением главного архитектора г. Керчи».

Согласно статье 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

«1. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов».

-5

Таким образом, застройщик в лице А. Г. Овчинникова нарушил требования к новому капитальному строительству (высотность, стилистика, исторический ансамбль и планировка, методы строительства) в границах комплексной охранной зоны исторического ареала города Керчи и защитных зон памятников культурного наследия федерального и регионального значения. В результате нанесён колоссальный вред историческому облику древнейшего города России и ансамблю самого старого действующего храма России — средневековой церкви Иоанна Предтечи VI–X веков постройки.

Из общения с представителем Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым в Керчи Татьяной Николаевной Арбузовой складывается впечатление, что данная организация оказывает предпринимателю всяческое содействие. Госкомитет не первый раз выступает в интересах бизнеса, нанося вред культурному наследию Керчи и Крыма. Последние примеры: карьерный промысел в районе античного городища Артезиан, где велась добыча песка на археологически ценной территории, и президентский проект по реставрации комплекса Митридатской лестницы, где при умышленном бездействии Госкомитета был уничтожен почти гектар неизученной археологически территории античного Пантикапея. И теперь Госкомитет одобрил строительство вопреки действующим правилам использования охранных и защитных зон, чем совершил преступное деяние. Разрешение также должен был выдать главный архитектор Керчи, но начальник управления градостроительства, архитектуры и рекламы Елена Анатольевна Казаева сообщает, что это было сделано до её вступления в должность.

Застройка на месте исторического дома Домгера, важнейшего здания Керчи первой половины XIX в.
Застройка на месте исторического дома Домгера, важнейшего здания Керчи первой половины XIX в.

Просим провести проверку в отношении данного строительства, занимающего двор между улицей Театральная и переулком Димитрова, и принять меры для демонтажа начатой постройки. Также просим провести аналогичную проверку в отношении ведущегося предпринимателем Борисом Борисовичем Павловским строительства по адресу Адмиралтейский проезд, 1, попадающего в границы комплексной охранной зоны (согласно официальному ответу Госкомитета по охране культурного наследия Крыма № Х-5/64/2 от 06.11.2015 г.) и расположенного на территории, где действуют все вышеозначенные ограничения в отношении защитных зон памятников культурного значения, а также приведённые далее требования зоны охраняемого ландшафта акватории Керченской бухты и прибрежной части центрального района города:

«В акватории Керченского пролива, входящей в зону охраняемого ландшафта, запрещается строительство пирсов, причалов, островов и других искусственных сооружений. В перспективе, в связи с активизацией туристических и рекреационных функций города, предусматривается вывод большинства промышленных предприятий из центральной части города и ликвидация большого количества искусственных береговых гидротехнических сооружений, связанные с производством. В береговой части зоны охраняемого ландшафта предусматривается запрет нового капитального строительства, прежде всего таких сооружений, которые кардинально нарушают основные панорамные виды исторической части города».

Застройка на месте исторического дома Домгера
Застройка на месте исторического дома Домгера

3-этажное строительство на Адмиралтейском проезде, 1 закрывает вид на церковь Иоанна Предтечи с юга, а 4-этажное здание на переулке Димитрова, 4 — с востока. Оба здания совершенно не соответствуют архитектурному облику города конца XIX в. — начала XX в., представляют собой примитивные железобетонные конструкции с панорамными окнами и плоскими крышами — предприниматели преследуют цель максимальной экономии в тех районах строительства, где это недопустимо и требуются серьёзные исторические изыскания и выработка подходящих архитектурно-градостроительных решений. Застройка по адресу Адмиралтейский проезд, 1 и вовсе производится на месте утраченного ценного архитектурного объекта — так называемого дома Домгера — и вопреки градостроительным нормам, охранному законодательству и требованиям общественности не восстанавливает его облик, а перечёркивает богатое историческое наследие.

22 июня 2019 года.

К. Н. и В. Н. Ходаковские