Так же как советский кинематограф разительно выделялся среди прочего мирового искусства, так и творчество бывшего архитектора и художника Арунаса Жебрюнаса стояло несколько особняком среди собратьев и коллег по цеху. Литовский режиссёр и сценарист запомнился воздушным изяществом, невесомой лёгкостью, предельной лаконичностью и внешней простотой созданных им фильмов, таких как «Девочка и Эхо», «Богач, бедняк…» или «Приключения Калле-сыщика». Но даже на фоне этих хорошо известных работ особо стоит отметить небольшую лирическую зарисовку с весьма экзотичным названием «Смерть и вишнёвое дерево», являющейся экранизацией одноимённого рассказа Герберта Бейтса.
Отметить хотя бы потому, что долгое время она оставалась единственной картиной мастера, так и не переведённой на русский язык. Более того, значительный срок лента просто находилась запрятанной в архивах, видимо, из-за негласного табуирования в СССР всего того, что имело хоть какое-то отношение к рассмотрению вопроса эстетики смерти. А в этом фильме Жебрюнас к тому же затрагивает указанную проблему через её преломление непосредственными детскими душами, и так как будто существующими в неком параллельном мире. Настолько восприятие и сознание наших маленьких «копий» чистое и искреннее, незамутнённое и открытое, что способно само по себе являться мощнейшим средством воздействия.
Впрочем, чиновники от культуры совершенно напрасно перестраховывались, потому что это удивительное короткометражное кино, напротив, насквозь пропитано антивоенной тематикой. По другому и нельзя интерпретировать образ героини ярко дебютировавшей Инги Мицките, пытающейся с наивным упорством и чистыми устремлениями донести свою сокровенную мечту до окружающих. Ведь столь естественно и незатейливо представление о счастье милой и чудной девчушки – собраться всем вместе за обеденным столом возле одинокого вишнёвого дерева, поднимающегося прямо из волн Балтийского моря. Незабываемое художественное решение и далеко не единственное в этом скромно умалчиваемом визуальном образце.
Только сладок «запретный плод», необъяснимо притягательна «тёмная сторона», и потому так правдоподобно раз за разом с детским максимализмом отыгрывают свою гибель её товарищи по невинным забавам. Увлечённые процессом, наслаждаясь острыми и волнительными чувствами, органично растворяясь в окружающем ландшафте, они не могут оставить равнодушной свою спутницу. Но её робким неохотным попыткам включиться в игру изо всех сил противиться подлинная натура, настоящая сущность светлого существа. Живая, пронзительная и трогательная работа, снятая в минималистичных природных декорациях песчаного пляжа и бетонных громадах немецких береговых укреплений, стала наглядным выражением гуманистических взглядов литовского волшебника Арунаса Жебрюнаса.
Погружение в экзистенциальное исследование загадочного автора требуют соответствующего настроения и понимания. Вероятно, этот фильм может быть НеТвоёКино. 😎 👤
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Хотите ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Принимается любая конструктивная критика. А новые обзоры ждут вас впереди... 📃 📝
Не одним только Арунасом Жебрюнасом был славен детский кинематограф в СССР.
Хлеба нет, но разнообразное зрелище доступно!