Найти тему
НеТвоёКино

Смерть и вишнёвое дерево

Инга Мицките
Инга Мицките

Так же как советский кинематограф разительно выделялся среди прочего мирового искусства, так и творчество бывшего архитектора и художника Арунаса Жебрюнаса стояло несколько особняком среди собратьев и коллег по цеху. Литовский режиссёр и сценарист запомнился воздушным изяществом, невесомой лёгкостью, предельной лаконичностью и внешней простотой созданных им фильмов, таких как «Девочка и Эхо», «Богач, бедняк…» или «Приключения Калле-сыщика». Но даже на фоне этих хорошо известных работ особо стоит отметить небольшую лирическую зарисовку с весьма экзотичным названием «Смерть и вишнёвое дерево», являющейся экранизацией одноимённого рассказа Герберта Бейтса.

В балтийских водах
В балтийских водах

Отметить хотя бы потому, что долгое время она оставалась единственной картиной мастера, так и не переведённой на русский язык. Более того, значительный срок лента просто находилась запрятанной в архивах, видимо, из-за негласного табуирования в СССР всего того, что имело хоть какое-то отношение к рассмотрению вопроса эстетики смерти. А в этом фильме Жебрюнас к тому же затрагивает указанную проблему через её преломление непосредственными детскими душами, и так как будто существующими в неком параллельном мире. Настолько восприятие и сознание наших маленьких «копий» чистое и искреннее, незамутнённое и открытое, что способно само по себе являться мощнейшим средством воздействия.

Конвоирование пленного
Конвоирование пленного

Впрочем, чиновники от культуры совершенно напрасно перестраховывались, потому что это удивительное короткометражное кино, напротив, насквозь пропитано антивоенной тематикой. По другому и нельзя интерпретировать образ героини ярко дебютировавшей Инги Мицките, пытающейся с наивным упорством и чистыми устремлениями донести свою сокровенную мечту до окружающих. Ведь столь естественно и незатейливо представление о счастье милой и чудной девчушки – собраться всем вместе за обеденным столом возле одинокого вишнёвого дерева, поднимающегося прямо из волн Балтийского моря. Незабываемое художественное решение и далеко не единственное в этом скромно умалчиваемом визуальном образце.

-4

Только сладок «запретный плод», необъяснимо притягательна «тёмная сторона», и потому так правдоподобно раз за разом с детским максимализмом отыгрывают свою гибель её товарищи по невинным забавам. Увлечённые процессом, наслаждаясь острыми и волнительными чувствами, органично растворяясь в окружающем ландшафте, они не могут оставить равнодушной свою спутницу. Но её робким неохотным попыткам включиться в игру изо всех сил противиться подлинная натура, настоящая сущность светлого существа. Живая, пронзительная и трогательная работа, снятая в минималистичных природных декорациях песчаного пляжа и бетонных громадах немецких береговых укреплений, стала наглядным выражением гуманистических взглядов литовского волшебника Арунаса Жебрюнаса.

Погружение в экзистенциальное исследование загадочного автора требуют соответствующего настроения и понимания. Вероятно, этот фильм может быть НеТвоёКино. 😎 👤
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Хотите ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Принимается любая конструктивная критика. А новые обзоры ждут вас впереди... 📃 📝

Не одним только Арунасом Жебрюнасом был славен детский кинематограф в СССР.

Хлеба нет, но разнообразное зрелище доступно!