Найти тему

Arisoft, слабоумие и отвага: Aoharu x Kikanjuu

青春x機関銃

Жанр: экшен, комедия, шаромёт
Выходил: июнь – сентябрь 2015.
Английское название: «Youth and machinegun»
Русское название: “Молодость и оружие”/«Юница и пулемёт»
12 эпизодов
Оценка: 6 из 10

... а так же — слабоумие и отвага!

Девочка трапует под мальчика и скорее даже рыцаря, стремясь уничтожать зло "мечом иль кирпичом" по заветам корпуса Крейга. Правда, в результате одной такой попытки — оказывается, что была не права, а дров наломала преизрядно. А "пострадавший" заявляет, что та отработает деньги на ремонт — играя в шаромёт (в Японии это называется 'survival games', во всём мире — airsoft, а в России — "страйкбол" и это довольно сильно другая игра... или более шутливо — "шаромёт"). И... подсела на это дело.

Первый заход я сделала довольно давно. Просто потому, что сама тема девушки, играющей в страйкбол, да ещё там слово "пулемёт" есть (все же помнят, что я лютая фанатка этого типа огнестрела). Но с первых же секунд выключила и отложила в долгий ящик. Совсем недавно же baka_utena напомнила про
свой обзор и намекнула, что ей не с кем поделиться восторгами. На сей раз сериал у меня "взошёл". Впрочем, восторги получились довольно относительные.

Чисто технически: опять же всё очень "никак". Музыка, рисовка — всё хорошо, всё как я люблю. Но "никак", ничего такого, что зацепило бы меня — не было. Впрочем, нельзя не отметить, что меня порадовало обилие красивых парней, да и девушки (которые свою половую принадлежность не скрывают) — тоже очень красивы.

И ещё нельзя не отметить мощный состав сейю. Так получилось, что в мужчинах-сейю я разбираюсь слабо, и из общего мужского "бла-бла-бла" вычленяю только три-четыре ну совсем уж обожаемых голоса (например, Коясу Такехито и Ишиду Акиру я услышу с первых слов), а вот женские голоса различаю лучше. Поэтому и здесь сразу же определила таких известных и прелестных личностей, как Китамуру Эри, Хоирэ Юи, Уеда Кану... в общем, со вкусом авторы подошли к вопросу кастинга. И это, конечно, радует.

С другой стороны — ужасно огорчили субтитры. В принципе, YakiSub studio — группа очень стабильная в плане выдачи хорошего результата. Но тут они то ли каким-то "неграм" всё спихнули, то ли перепились... Но получилось ужасно. Опять меня выручало умеренное знание нихонского "на слух". Но кое-что — выходит уже за все рамки. Как стабильный перевод "джу" как "пистолет" — это уже полный ужас. "Джу" — это "огнестрельное пулевое оружие". И когда герой держит в руках автоматическую винтовку, а то и пулемёт (и звучит то самое "джу") писать в субтитрах всё равно "пистолет" — это уже позор. А так же кошмар с падежами.

Но по технике — это всё. Потому переходим к сюжету. И к нему у меня тоже масса нарекений.

К сюжету как таковому они сводятся к двум группам:

Первая: "Оуран хост-клаб" был забавен, но в сущности он и отработал этот реверс-трапный сюжет с мальчико-девочкой, ломающей всё на своём пути по недомыслию и вынужденной потом отрабатывать — и втягивающейся в компанию. Одного раза — достаточно, можно было бы придумать что-нибудь более интересное.

Сюда же следует отнести и вопрос с половой принадлежностью героини. Здесь нареканий даже два: хорошо, меня вполне радует, что она таки ближе к "би", и на мальчиков западает вполне. И я понимаю, что для неё открыться сокомандникам — дело в общем-то сложное по причинам сложившихся в команде традиций. Но. Сюжет с перебиванием долженствующего сказать что-то важное персонажа другим — уже надоел. К тому же, учитывая то, как прекрасно наша главгероиня умеет ояндереть - он просто не работает. Если ей в голову вступило, если она решилась на что-то... Ух, не верю я, что простое перебивание, даже мужчиной, даже любимым заставит её замолчать посреди фразы.

Так же не порадовало обилие незавершённостей. Потому что я очень хотела бы увидеть, как она, наконец, призналась. И какие при этом были лица у мальчиков. Я хотела бы увидеть, как они на следующий год победят или проиграют снова в этом турнире. Я так же очень, до зубовного скрежета хочу видеть, как этому подонку Мидори таки свернут шею. Можно — морально, но обязательно — жестоко.

Нет, я понимаю, сериал снят по манге, и это такое типичное "а дальше — читайте мангу, дурные отаку!" Но всё-таки бывают обрывы сюжетов на конце главы, где понятно, что истории ещё развиваться могут и будут. Но этот круг таки получил какую-то завершённость. Бывают — на конце абзаца или хотя бы предложения. А тут какое-то вообще на полуслове. Не стоит так делать.

Это ругань по части сюжета в целом. Теперь будет ругань по части сюжета как меня — конкретной личности.

Ну, опустим тот момент, что личностей для пикирования в тело я там в результате не нашла. Мне очень симпатичны были Ичи и Канаэ. Но полного взаимопонимания с Ичи мне не достичь, потому что мало того, что она — снайперша, а я — пулемётчица, так ещё и любовь её к Мидори мне... недоступна. То бишь я где-то могу на уровне логики понять, как и почему она его любит. Но почувствовать то же самое — абсолютно нет. С Канаэ всё сложнее. Но здесь, пожалуй, работает то, что её очень мало. И второй момент — что когда она ближе к финалу мотивирует Хотарю — я бы на её месте пошла более прямолинейно и сама бы устроила шаромёт. Сюжет получился очень красивый и даже изящный. Но решение не моё, слияния не получилось. Да, очень родной была Ханако. Но у неё вообще две-три... но очень правильные фразы в двух сериях. Увы.

Главная моя претензия, именно меня как меня — это собственно шаромёт. И это претензия именно за счёт того, что я играла и в шаромёт, и в пэйнтбол, и ещё кое-чем занималась, причём — в разных странах. И вот тут начинаются слёзки.

Первое: шаромёт действительно даёт хороший приток адреналина и "бесплатных" страха смерти и жажды убийства. Но даже при том, что всё оружие скопировано с настоящего (правда, обычно на 20-40% легче), но половина навыков, полученных на страйкболе — в реальной войне тебя подведёт... летально. Да, есть вещи, которые применимы там и там. Но всё равно — называть страйкболиста воином — это возмутительная ошибка, причём свойственная именно новичкам. А тут её выдаёт, причём на постоянной основе — многолетний организатор всеяпонского турнира. То есть говорит отнюдь не нубам. Да и владелец магазина шаромётного и околошаромётного снаряжения, который вообще напрямую заявлено — бывший наёмник, заявляет нечто в стиле. В общем, автор здесь порет возвышенную чушь... За которую в российских страйкбольных кругах откровенно выставляют на посмешище. Шаромёт и война — вещи очень разные.

Плавно переходим ко второму. Как играют в это дело азиаты (включая филипинцев в ОАЭ) и американцы, а как — европейцы? Краткие, минут на 5-15 раунды на поле с искусственно поставленными бочечками, команды по 3-6 человек. Потом — в двух шагах перерыв, пьём кофе два часа. Да, адреналина можно и так. Как играют в России, Швеции и Великобритании? Полигон три на три километра, укрепления — естественная застройка и что сами отрыли. Две и более сторон со своими многоходовыми задачами по несколько сот человек. Игра идёт день... А российские "Вьетнамы" — по неделе. Да, с "оживлением" через "мертвятник", имитирующем ввод новых сил на поле боя. И никаких автоматов по продаже кофе. Что принёс, то и приготовил, где судьба застала. Как лагерь организовал — так и кушаешь и спишь. Днями, а то и неделей. Хорошо хоть у команды противников форма есть, а то все остальные - просто "покемоны" (в плохом смысле). Да-да, отсюда и необходимость разноцветных повязочек на руку. Вы называете это "игрой на выживание"? Можно я похихикаю?! Кстати, к вопросу о "воинах". Даже так: "воЕнах".

И третий момент. В Азии мало кто понимает радикального отличия страйкбола от пэйнтбола. А оно есть и важно: в пэйнтболе, что и следует из его названия, используются красящие шарики. Поэтому существует возможность отслеживать происходящее какими-либо наблюдателями, арбитрами. Есть цель, есть возможность контроля. Пэйнтбол органически приспособлен к тому, чтобы быть видом спорта. Со всеми сопутствующими спорту прелестями в виде соревнований и здоровой конкуренции. И гадостями в виде конкуренции нездоровой. Страйкбол же — это игра на честность. Он — не приспособлен быть спортом. И в сериале, на самом деле эта тема пару раз была раскрыта. Феномен "маклаудства" или "несознанки". Когда люди, пользуясь неотслеживаемостью попадания — продолжают бегать и стрелять. Но это и превращает страйкбол в "игру друзей". Маклаудов осуждает не судья турнира, а сообщество. А турнир — бредов именно потому, что судить его невозможно. Короче говоря, меня дико раздражает это дурацкое и неправильное "смешение стилей". А тут вокруг него — считай весь сюжет.

Но тем не менее — сериал вполне хорош, на шестёрку натянул. А что же в нём хорошего?

Ну, во-первых, как би-девочка я не могу пройти мимо изрядного количества бисёненов и некоторого количества бисёдзей. Причём, что очень важно — характеры раскрыты у всех. Прямо скажем, кое-какие моменты в решениях и поведении тех или иных героев мне кажутся довольно абсурдными и не подчиняющимися какой-либо логике. Но у меня и в жизни есть пара-тройка знакомых, которые с завидной регулярностью порют совершенно лютую чушь. Но которых я продолжаю терпеть, а то и дружить. Так что понимаю: такое бывает и в жизни. В том-то и красота: герои поворачиваются к нам разными гранями, составляющими их характер. И при этом — часто возникновение той или иной грани исторически замотивировано. Это красиво. И это я очень люблю, когда отношение меняется по синусоиде, то тебе показывают симпатичного мальчика, а то он вдруг — болван, а потом опять молодец... В общем, красота здесь в том, что ни об одном человеке нельзя судить по первому впечатлению, а нужно понять... как можно больше его.

Впрочем, поскольку я не только понимаю сложность устройства мира, социума и человеков индивидуально, но и патентованная яндере — я склонна к феномену "переполнения чаши". И если человек мне в результате всей своей многогранности, которую я успела познать стал любимым — никакие его дальнейшие выявляющиеся плохие черты не заставляют меня его разлюбить. А если человек попал в список "вычеркнуть из списка людей, желательно — так же из списка живых" (с) моё — можно хоть сто лет показывать мне, какой он красивый и замечательный доктор врач, но и тот и другой список я пишу ручкой, а не карандашом. Так что в данном сериале мне таки понравились оба парня "из нашей команды", с некоторым сочувствием понравился Фуджимото-сан (у, там ещё одна забавность с ним, чуть позже). А вот Мидори от меня даже постфикса -сан не дождётся. Как бы его Ичи не любила, сколько бы детей он ни вылечил и сколько бы раз ни помог Хотарю.

И снова плавный переход. Яндере. Все знают, что это мой любимый архетип. И вот Хотарю в этом смысле прекрасна. О, как я знаю это чувство, когда тебе становится всё не просто пофиг, а, пардон май френч, пох...й. Когда всё сводится к единственному желанию — достичь вот этой цели. Любой, вариант цели "убить к хренам свинячьим" — тоже. И кровавая пелена в глазах. Но Хотарю — яндере неумелая. Я даже в таком состоянии научилась думать, логикой просчитывать действия на два-четыре шага. Та же моя любимая Сонозаки Шион тоже умеет сказать: "Хорошие девочки не умирают. И вместо того, чтобы тратить своё время, объясняя тебе, парню, которому вроде бы по сути и следовало бы нас защищать, прикрывать отход — объяснять, как пользоваться автоматом Калашникова... К тому же, если ты умрёшь — моя сестра очень огорчится." Хотарю же — типичный берсерк. В голову вступило — и всё, мухомор не нужен, и так щит обгрызаем до умбона. Тем не менее, её переходы в это состояние меня радовали дико. Редко когда встретишь такую прекрасную апологию яндеризма!

Ну, и опять, переходя от одного к другому. Войнушка. Войнушка тут хороша. Как в смысле просчитывания тактики все три дуэли на турнире меня радовали преизрядно! Так и в смысле шизомилитаризма. И подбор оружия под конституцию и предпочитаемую роль в бою. И вообще всякое вот это вот. Что особенно прекрасно, это опять же Фудзимото. Ну, я и так люблю пулемёты. А тут парень ходит натурально с миниганом. Который, да, для страйкбола изготовляется вручную одной конторой за совершенно безумные деньги и под заказ. Но я вспомнила сразу же миниган, который сделал один парень из московской страйкбольной тусовки. Потому что так уж получилось, что нас (и сенпая) с ним объединяет ну очень много чего общего. Впрочем, сейчас с Дарклингом мы почти не контактируем.

А Фудзимото нас выводит и ещё на один презабавный, в первую очередь для девушек, аспект. Потому что если всяких забавностей на предмет секса и даже садо-мазо в сериале предостаточно (один из главных героев рисует СМ-мангу и гоняется за эрогейму, например), то здесь у нас вообще откровенно сёнен-ай и откровенное уке и семе. Короче, девочки-яойщицы, вас тут тоже ждёт!

Впрочем, красивые романтичные истории тут всё же скорее "обозначены", чем "показаны". Формат не тот. Тем не менее — они есть, причём в количестве немаленьком и на любой вкус. Увы, поскольку они именно обозначены — сентиментально поплакать, как я это люблю — не удалось. Не тот формат. Что ещё более обидно — у героев-то слёзы на глазах, а то и натуральный рёв (Хотарю, конечно) бывает не раз. Но я присоединяться к ним не могла, не получалось. Впрочем, пару раз таки всхлипнула, но совершенно в других моментах.

Если же говорить не совсем об эмоциях сиюсекундных, а более продлённых и превращающихся в уже межчеловеческие отношения — то они здесь тоже есть и в числе. Причём тоже поворачивающиеся разными гранями, раскрывающиеся в сложную и весьма интересную структуру. Вся история взаимодействия между Мидори и командой Масамуне (и распадающаяся на шикарные ветви между Масамуне и Юкимурой, Масамуне и традицией команды, Мидори и Фудзимото с Ичи...) В общем — всё шикарно. Очень неглупо. Даёт множество поводов как задуматься, так и прочувствовать. Но вот снова: на общем фоне уж слишком теряется. И это не за счёт того, что сериал по манге и сериал короткий. Можно, можно было сделать и так. Но... то ли не хотелось, то ли таланта не хватило.

В общем — вещь абсолютно одноразовая для меня. Вещь безусловно с кучей интересных моментов для любой аудитории, в ней найдут себе что-то и мужчины и женщины любого возраста. Но что-то можно найти и в сигарете в женской руке. Кто-то покурит, кто-то оценит изящество руки. Довольны останутся все. Но...

Кстати, забыла сказать, когда ругалась на перевод: "кикандзю" — слово состоит из "механизм" и "огнестрельное оружие". Т.е. Это калька с немецкого "машингевер". Которое — именно "пулемёт". Хотя на самом деле пулемёт в сериале лишь один, а "болтовок" и пистолетов, пистолет-пулемётов и штурмовых винтовок — много. Но всё же — сказано "пулемёт" — значит пулемёт. А не абстрактно "оружие".