Найти тему
Военные заметки

📕 Почему адмирал Льютенс решил отступить в битве у Лофотенских островов, точный расчёт или страх?

За период второй мировой войны было принято достаточно много спорных решений, о которых спорят, и по сей день. О подобных решениях трудно судить, так как мы никогда не узнаем, чем на тот момент руководствовался участник событий.

Одним из таких неоднозначных решений, было отступление двух грозных немецких линкоров – близнецов «Шарнхорста» и «Гнейзенау» при битве у Лофотенских островов.

http://ww2f.com/threads/the-guy-who-denied-the-nazi-salute.35684/
http://ww2f.com/threads/the-guy-who-denied-the-nazi-salute.35684/

Десантирование немецких войск в Норвегии, в 1940 году, практически полностью демаскировало силы немецкого флота. Союзники знали, что норвежские порты заняты врагом, а это значит, что на море присутствуют силы противника. В апреле, союзниками были сформированы два крупных соединения, которые вышли в море для перехвата сил кригсмарине. Соединение во главе с линкором «Ринаун» и девятью эсминцами, после долгих поисках противника возвращались в Вест-Фьорд. Там и случился тот самый бой, сорвавший планы немцев.

В это самое время, немецкий самолёт-разведчик докладывает о приближении двух линкоров противника, в сопровождении эсминцев. Два крупных линкора «Шарнхорст» и «Гнейзенау», вскоре обнаружили на радаре цель. Стоит отметить, что погода стояла просто отвратительная – темнота, сильное волнение и дождь со снегом, сильно мешали найти местонахождение противника. Только после получаса с момента обнаружения на радаре, сигнальщики кораблей смогли визуально наблюдать друг друга. Немецкое командование не знало точное количество кораблей, а британцы приняли «Гнейзенау» за тяжёлый крейсер.

Началась битва, и значительные проблемы возникли сразу у обеих сторон. Больше всего неприятностей испытывали немцы.

Во-первых, Лютьенс был проинформирован о двух линкорах, да ещё и в сопровождении других судов, а это значит у противника численное преимущество. Во-вторых, на «Шарнхорсте» вдруг отказал радар, и корабль практически ослеп. В-третьих, корабли-близнецы имели недостатки – при даже незначительном волнении, «низкий» борт просто заливало, и носовые орудия, будучи подтопленные не могли вести огонь.

https://ruread.net/book/7610/62/
https://ruread.net/book/7610/62/

У сил Союзников тоже возникли неприятности. Хотя немцы об этом и не знали, но второго линкора не было, а это значит, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» рано или поздно расправятся с одиноким линкором. Эсминцы же при таком сильном волнении, не могли действовать в полной мере. Лёгкие суда «мотало» из стороны в сторону, что осложняло ситуацию.

В первые минуты боя «Гнейзенау», уже добился двух попаданий по линкору противника. Оба снаряда так и не взвелись, один снёс антенну, а другой пробил корабль насквозь и вылетел в море. Интересный факт, но снаряд немецкого линкора, пролетел через винный погреб, и в команде «Ринауна» было много желающих помочь именно в том отсеке. «Рианун» же весьма удачно выбил немецкому линкору дальномер.

Бой продолжался, корабли обменивались снарядами, но весомых результатов это не приносило. Льютенс до сих пор не знал, сколько сил находилось в распоряжении противника, и дал приказ - прекратить огонь и увеличить скорость хода. Так два грозных немецких линкора, отступили перед уступающими силами союзников. 

https://aminoapps.com/c/polisto/page/blog/giunter-liutens/xBjz_DQu2u3x8lqQR1v7R3DZj22GPJWBQV
https://aminoapps.com/c/polisto/page/blog/giunter-liutens/xBjz_DQu2u3x8lqQR1v7R3DZj22GPJWBQV

Британцы бросились в погоню, но сильное волнение не давало шансов увеличить ход. Немцы же, ориентируясь по артиллерийским вспышкам, думали что за ними в погоню отправилось мощное соединение, но линкоры буквально зарывались носом в волны и снизили скорость. Ситуация накалялась. Несмотря на трудности, Лютьенсу удалось оторваться и спасти линкоры.

Ходит много споров о том, почему Льютенс, который пользовался большим уважением, отступил, хотя и мог уничтожить силы противника. При этом немецкий адмирал даже получил «Железный крест» за участие в той битве. Никто не знает, что переживал тогда немецкий адмирал. Если это и был страх, то скорее он был вызван ответственностью за жизни тысячи моряков. Если бы к британцам успело подойти подкрепление, то кто знает, как бы повернулась история. 

Но один факт неоспорим. Такое незначительное на первый взгляд событие, сильно повлияло на ход сражений. Если бы «Шарнхорст» и «Гнейзенау» оставались в тех водах и дальше, то чаша весов склонилась бы далеко не в сторону союзников.

-4