В подростковом возрасте дети впервые задумываются о том, что о них думают окружающие. Это рождает стресс, сомнения и вопросы: «так ли я выгляжу», «интересно ли со мной общаться», «всё ли со мной так». Часто «хвосты» комплексов, которые зародились в этом возрасте, остаются с нами на всю жизнь.
Родители могут помочь подростку преодолеть сомнения в себе и снизить риск развития депрессивных состояний. Возможно, даже подтолкнуть к тому, чтобы больше общаться со сверстниками. Давайте обсудим, что можно сделать.
Дневник рефлексии
Подростки склонны к «самоедству», поэтому важно помочь им стурктурировать поток мыслей о себе и сделать его позитивным. Это можно сделать, например, через дневник рефлексии.
Лучше всего оставлять по одной короткой записи каждый день. Вот примерная структура:
- Чему я научился сегодня или что успел сделать?
- Какие эмоции я переживал сегодня и почему?
- Какие эмоции сегодня вызвали у меня негативные мысли, какие — позитивные?
- Кому я сегодня помог?
- Кому я сегодня благодарен за помощь?
В дневнике подросток может проанализировать воздействие эмоций на свои поступки и увидеть, как много полезного и важного он делает каждый день: учёба, общение с друзьями, помощь по дому, хобби.
«Час творчества»
Если у подростка уже есть креативное хобби или увлечение искусством — час творчества будет полезным инструментом, который очень легко внедрить. Если нет, то вы как минимум поможете ребёнку сделать первый шаг к самовыражению.
Час творчества — это время, которое ребёнок тратит только на конкретный вид креатива: пишет, рисует, сочиняет музыку или стихи, вышивает, снимает видеоблог. Практику лучше всего ввести на регулярной основе, в идеале — каждый день. Не обязательно тратить ровно 60 минут, главное — постоянство.
Понемногу занимаясь каждый день, подросток воспитает в себе самодисциплину, обретёт новое хобби или ощутимо продвинется по уровню в текущем. У него появится психологическая опора и ответ на вопрос «чем я отличаюсь», «в чём я хорош».
Усиливайте сильное
Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы искать свои таланты. Если у него всегда получалось фантазировать и сочинять небылицы — предложите поучиться сценарному мастерству или визуальным эффектам. Если он проводит много времени за компьютерными играми — спросите, не интересно ли ему будет заниматься в будущем разработкой игр.
Когда у вас вместе получится найти «сильное» — от природы развитый навык, талант, спортивную хватку или интуицию в какой-то области — постарайтесь развить её ещё сильнее. Это поможет подростку с вопросом самоидентичности, даст много поводов для достижений, для новых знакомств и общения со сверстниками.