Пять лет семья Эдуарда Хакимова переехала из Ижевска в Финляндию, а дети пошли в финскую школу. Сегодня отец семейства уже с уверенностью может говорить о том, что досконально понял все тонкости финского общего образования. По его мнению, особенность организации образовательного процесса в Финляндии заключается в опоре на постоянно озвучиваемую «собственную ответственность» каждого ученика и учителя.
Эдуард Хакимов, директор Образовательно-культурного центра «Финно-угорская точка», кандидат психологических наук
Собственная ответственность (фин.: Oma vastuu) – это все виды поведения, за которые отвечает сам ученик.
Например, в школьной столовой всегда «Шведский стол» – каждый ученик сам отвечает за то, что именно и сколько он возьмет на обед. Однако есть два условия: первое, бери то и столько, сколько съешь и, второе, не бери мясо или рыбу больше, чем предписано.
Вот, как это выглядит: в обеденный перерыв ученики приходят в столовую и встают в очередь, сначала они берут поднос и ставят на него тарелку, стакан, вилку, нож и салфетку; затем накладывают овощи, гарнир и одну или две «штуки» мяса или рыбы – об этом крупно написано на объявлении, наливают молоко или кефир, берут хлеб и многие намазывают сливочное масло; после этого ученики садятся за общий стол со своим классом и кушают на подносах; через какое-то время ученики хором благодарят поваров; наконец, встают и несут использованную посуду, очищая ее от остатков пищи и раскладывая в отдельные лотки для тарелок, стаканов, вилок и ножей.
«Своя ответственность» в столовой – это выбрать то и столько, что именно тебе хочется, оставить после себя полный порядок, поблагодарить поваров и облегчить им процесс мойки посуды.
«Своя ответственность» в школе – это соблюдать правила, ходить внутри в сменной обуви или в носках («как дома»), каждый перерыв выходить в школьный двор «за здоровьем», самостоятельно без родителей делать домашние задания, отвечать за проступки и, страшно подумать, самому отвечать за свои травмы во время образовательного процесса!
Ответственность учителя в последнем случае – сделать инструктаж по технике безопасности и держать учеников в зоне видимости. За пять лет обучения в начальной школе нашей дочки и два года обучения в основной школе сына они не получили ни одной травмы. Хотя несколько раз каждому из них пришлось отвечать за свои проступки.
А как вы считаете, можно ли нам взять на вооружение этот опыт «собственной ответственности» финских учеников?
Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.