Найти в Дзене
Ленинка

«Рахитический приказчик или провинциальный адвокат». Споры о памятнике Ленину

Оглавление

В советское время в монументально-декоративном искусстве сформировался канон, по которому создавали новые памятники «вождю мирового пролетариата»: он включал несколько вариантов фигур Ленина сидящего, стоящего, Ленина на броневике или Ленина в детстве. Принятая в СССР традиция возведения памятников Ленину возникла не сразу, и ей предшествовала так называемая «народная лениниана», которая началась ещё при жизни вождя.

Бюст Ленина работы В. Синайского
Бюст Ленина работы В. Синайского

Памятники

Сразу после смерти Ленина в 1924 году был издан сборник статей, в котором искусствоведы и политики представили своё мнение, каким должен быть памятник Ленину. Они были единодушны в том, чтобы не допустить разногласий и создавать идеологически верный тип памятника не отдельными скульпторами, а «общим духом творчества».

Вопросом увековечения памяти Ленина занималась при ЦИК специальная комиссия: она должна была решить, какая поза вождя, выражение лица, одежда будут правильными, а какие — нет. Памятник должен был отражать величие фигуры Ленина как «творца грядущего», символизировать новую эпоху. Особое внимание комиссия уделяла сходству с прототипом: достоверных прижизненных изображений Ленина было мало, и некоторые из уже существующих бюстов напоминали не Ленина, а, как писал первый нарком внешней торговли СССР Леонид Красин, «рахитического приказчика или провинциального адвоката».

Дискуссии привели к тому, что летом 1924 года был издан Декрет «О порядке воспроизведения и распространения бюстов, барельефов, картин и т. п. с изображениями В. И. Ленина», в котором запрещалось «размножение, продажа и выставление в публичных местах <...> изображений В.И. Ульянова-Ленина, кроме фотографических, но не исключая фотомонтажа, без соответствующего разрешения особых комиссий».

Одной из художественных задач нового канона было правдоподобное изваяние Ленина на броневике. Если делать их пропорциональными, то Ленин получится слишком маленьким, поэтому броневик предполагалось включать в скульптуру частично, или заслонять броневик фигурами рабочих. Самый известный памятник Ленину на броневике изображает броневик в виде скопления геометрических тел, очертаниями отдалённо напоминающего автомобиль. Но в проектах есть и более детальные варианты.

В. Щуко, С. Евсеев. Проект памятника Ленину
В. Щуко, С. Евсеев. Проект памятника Ленину

Важным был выбор расположения памятника «творцу грядущего» — он, как символ нового мира, не мог стоять рядом со старинными постройками, а лучший фон для него, как предполагал искусствовед Эрих Голлербах, — завод, фабрика, новостройки или заново разбитый при Советах сад.

Мавзолей

Строительство гробницы вождя было не менее возвышенным делом, чем разработка его скульптурного облика — ведь она по своему значению должна была «превзойти Мекку и Иерусалим».

Игорь Фомин. Проект Мавзолея
Игорь Фомин. Проект Мавзолея

В одном из проектов Мавзолея он выглядел так: «громадная башня, наподобие Эйфелевой, и даже выше её. Наверху должен вращаться земной шар, а внизу — огромные маховые колёса, воспроизводящие шум и стук фабрик и заводов. Наверху этой башни установить радиотелеграф, устанавливающий связь со всем миром».

Другой проект был максимально минималистичным: куб с дверью, над которой написано «Ленин».

Но если в вопросах оформления и расположения архитекторы не соглашались, то одно было несомненным: Мавзолей должен простоять века. В итоге было принято решение переделать проект деревянного Мавзолея, созданного архитектором Щусевым сразу после смерти вождя, и построить на его месте гранитную усыпальницу.