Между рассветом и закатом происходят не менее удивительные события.
Рассвет.
С рассветом просыпаться в Крыму легко. Где-то вдалеке начинают голосить петухи, воздух наполняется щебетанием птиц и лучами нежного солнца. День наполняется и вибрирует, да, мне нравится именно это слово vibrance... в фотошопе есть такая функция, означает она красочность, насыщение. Незаметное и постепенное наполнение дня красками событий, жизни открытиями.
Всё, что вокруг меня.
И я свои дни этим летом наполняла путешествиями, цветами, жуками, птицами и всем, чем только могла удивляться. Удивлялась ярким гусеницам, паукам, сумеречным ежам, коконам ос, но узнала я, что это коконы ос позже, добравшись до цивилизации и интернета, когда показывала привезённые фото, ещё больше удивлялась, а о том, что моллюски сухопутные и живут в горах, мне сказала соседка, ведь я-то думала так: "Ох, ну надо же, когда-то эти горы были дном морским и как же скрючило и перевернуло землю, что всё вывернулось "наизнанку". Но всё оказалось гораздо проще, совсем не так, как в моём воображении, быстро нарисовавшем апокалипсис и "водный мир или затерянный юрский парк")))
Розы.
Розы в Крыму растут и благоухают. Где-то в августе я купила маленький кустик розы в обрезанной пластиковой бутылке, высадила в цветнике в надежде увидеть её цветение следующим летом, но роза быстро прижилась и решила порадовать меня осенью, хотя бы одним цветком.
Хризантемы. Но как бы то ни было, Крым - край хризантем. Пролетевшее лето с его жарой, буйными красками, гомоном, редкими грозами и морем сменила спокойная осень с туманами и ночными дождями, открывшая для меня хризантемы.
У культуры декоративных садовых хризантем — тысячелетняя история. В Китае, откуда родом большая часть хризантем, садовые формы начали разводить ещё в 551 г. до н. э. Затем хризантемы были завезены в Японию, где стали национальным цветком. В Европу растения попали в XVII веке, в Россию — в середине XIX века.
Декоративные качества хризантем ценились очень высоко, и в результате селекционной работы появилось огромное количество их форм, групп и сортов.
Некоторые виды хризантем с успехом можно выращивать в условиях России под открытым небом, иные — только в оранжереях, но все они ценятся цветоводами за яркость красок, продолжительное цветение, лёгкость размножения.
Существует много разных классификаций садовых хризантем.
Осы.
За осами мне и раньше приходилось наблюдать, я знала, где они свили для себя гнёзда, в трубах ограды, и смотрели на меня из них, как в иллюминатор. Но моим потрясением и очередным из открытий стало то, что осы - хищники и жестокие убийцы.
Каждое утро, просыпаясь я обнаруживала на полу крылья насекомых и мотыльков. Не могла понять, как они и кем тут сброшены и забыты? Ведь муравьи делают единственный в своей жизни полёт.
А потом, в одно не совсем прекрасное утро, перед моими глазами разыгралась настоящая трагедия.
Просто фото.
Богомолы.
Рано утром на рассвете, уже проснулась, но ещё лежала в дрёме на веранде, как услышала тихий стрекот и шлепок, словно маленький пропеллер похожий на семя клёна стукнулся о стену. Стукнулся, но не упал, что меня и удивило, потому что я подумала именно о том, что это что-то должно было упасть на пол, но зацепилось за что-то. И я поднялась на локте и заглянула за угол. А на меня с удивлением посмотрело ЭТО,
именно с удивлением, повернув в мою сторону голову с удивительными глазами, выражающими немалое удивление, смешанное с недоумением. как бы спрашивая" ну, и что вы тут делаете? и что вы смотрите на меня???" Какое-то время мы разглядывали друг друга, потом он равнодушно отвернулся и неспешно отправился по своим делам, придя в себя, я рванула за камерой...
Я бесконечно могла их снимать, щёлкая затвором, а им не нравилась моя возня рядом. Богомолы пытались изображать листик на ветру, покачиваясь из стороны в сторону, видя, что не действует и интерес к их персонам не уменьшается, старались либо тихонько, либо быстро скрыться из виду.
Сколопендры.
Она появилась в моём доме по моей вине. Разгребала около цветника кучу щебня под которой жила эта самая сколопендра. Она быстро спряталась в камнях, но по ночам выходила искать для себя новый и безопасный дом или что-нибудь вкусненькое. Печеньки. Я потом поняла, кто ест моё печенье, обгрызая его по краям. Мстила мне за разрушенный дом.
Утром, услышав шуршание в пакете, я подумала, что это мотылёк попал внутрь и не может выбраться, заглянула, но никого там не нашла, подняла пакет и...
Сколопендры ядовиты, особенно они агрессивны и раздражительны в брачный период, весной, укус их не смертелен, но весьма болезненный и может вызвать приступ аллергии. А это вполне безобидная мухоловка.
Белки.
Читала про белок, как оказывается белки в Крыму переселенцы и на территории полуострова раньше их никогда не было. Теперь этот зверёк радует меня своим появлением, хоть и редким, лакомится орехами, а мне не жалко.
Кошки.
После Франции я перестала умиляться от кошек, а после Крыма, начала их недолюбливать. Кошек слишком много. Они везде. Они ползают по крышам, под кустами, по помойкам, орут, дерутся, выкапывают рассаду и гадят везде. Это тотальные уничтожители всего живого, что только могут поймать, а ловят всё, что мельче их и даже крупнее, кузнечиков, мотыльков, птиц, даже фазанов. Они либо спят, либо едят. Не меньшая проблема в Феодосии это собаки. Каждую осень дачники, уезжая по своим городским квартирам, оставляют как с конвейера кошек и собак, подрощенных за лето.
Мяукающие сойки.
Поскольку рядом живёт несколько кошачьих семейств, то гортанные звуки маааауууу меня не удивляли. Открытием стало то, что громко и отчётливо по-кошачьи "мяукала" сойка. Сначала я подумала, что мне показалось, но времени у меня для наблюдений было достаточно и я твёрдо убедилась, что мяукают сойки. Убедилась, успокоилась и привыкла, что в начале для меня было раздрай-шоком.
Лебеди.
А в ноябре на побережье появились лебеди, они прилетели зимовать. Горожане каждый день приходили их подкармливать булками. Огромные птицы практически не боялись людей и брали хлеб прямо из рук. Они никогда не суетились, не дрались за корку хлеба, те, что наедались отплывали, начинали чистить свои пёрышки, давая возможность покормиться другим.
Тепе́-Оба́ (укр. Тепе-Оба, крымско-тат. Töpe Oba, Тёпе Оба) — горный хребет в Крыму. Замыкает собой Главную гряду Крымских гор, протянувшуюся вдоль Южного берега Крыма. В сторону моря хребет Тепе-Оба заканчивается мысом Св. Ильи. Максимальная высота над уровнем моря — 289,4 м[2]. Всилу того что хребет расположен к юго-западу от Феодосии, он не может защитить город от холодных северных ветров. Поэтому в соседнем посёлке Орджоникидзе, который расположен к югу от хребта, зимы теплее феодосийских[3].
На гору мы ходим за водой, там колодец, мне о нём рассказывали и однажды я отправилась на "разведку" ознакомиться с окрестностями, узнать дорогу и посмотреть, где можно брать воду для питья.
Козьими тропками.
В первом походе я познакомились с Милой. Какое замечательное имя, Мила. Я её догнала по пути на гору, Мила живёт на вершине горы. Не так часто, но иногда я ходила на гору за водой, заходила в гости к Миле. Однажды я посетовала ей, что не взяла с собой фотокамеру, ведь я шла за водой, а камера тяжёлая в нагрузку с десятилитровой бутыли. Пожалела потому, что в лесу увидела сидящего на сосне фазана. Ярко-огненный в лучах заката он устроился на ночлег. И каково же было моё удивление, когда я услышала, что эти самые фазаны, как курицы бегают по садам и огородам.
Фазаны.
В один прекрасный день и в моём саду появилась такая "курица", точнее петух, ещё совсем молодой и не полностью сменивший свой циплячий наряд. Потом и для меня визиты фазанов стали обычным явлением, но всегда трепетно-радостным. Я возилась с камнями, прибиралась, высаживала цветы и кусты, а они бродили недалеко, выискивая ягоды и семена. Позже, когда цветы отцвели, листья и плоды с деревьев опали, я покупала на рынке перловку и рассыпала крупу для птиц. К этому времени петухи фазанов оперились полностью, стали яркими красавцами, собрались в стайки и ходили не по одному, а сопровождали невзрачных куриц-фазаних.
Обратная сторона горы.
Вешними днями
Вешними днями
вновь начинается год,
Белое солнце
в облачной дымке встаёт.
Здесь, на вершине,
радостно мне и легко,
Тяжкие думы
все - далеко-далеко.
Быстрые кони
топчут в низине цветы
Или ложатся
спать у крутой высоты.
Рву орхидеи
я на широком лугу,
Дикие травы
рву на речном берегу.
В чаще белеют
ранних цетов лепестки,
В зарослях плещут
воды весенней реки.
Только недолгой
в сердце была тишина:
Грустью внезапной
снова душа смятена.
Не исцелиться
даже волшебной травой, -
Только отшельник
ведает высший покой
СЕ ЛИНЪЮНЬ
пейзажные стихи