Найти тему
Зелёнка

Ванна вместо реки и еще 4 неожиданных факта об "Офелии"

Оглавление

Куда делась с картины водяная крыса? Зачем художнику Джону Эверетту Милле понадобилось строить хибару на берегу реки? Что случилось с натурщицей после позирования в роли погибшей возлюбленной шекспировского Гамлета? На эти и другие вопросы отвечает Бенжамин Сэчер для издания Daily Telegraph, а я привожу перевод на русский язык без купюр:

Джон Эверетт Милле, Офелия
Джон Эверетт Милле, Офелия

1. Милле пострадал за свое творчество

Найдя подходящий для картины буколический пейзаж, Милле сидел за мольбертом на берегу реки Хогсмилл в Суррее по 11 часов шесть дней в неделю. Так продолжалось пять месяцев в 1851 году. Он хотел с неподражаемой точностью передать то, что видел, но такая преданность искусству обошлась ему дорого. В письме другу он жаловался:

"Мухи Суррея более агрессивны и еще более склонны исследовать человеческую плоть. Мне грозит требование о явке в суд за то, что я вторгся в поле и уничтожил сено... не говоря об опасности быть унесенным ветром в воду. Написание картины в таких условиях было бы для убийцы большим наказанием, чем повешение".
Джон Эверетт Милле, Автопортрет
Джон Эверетт Милле, Автопортрет

2. Экстренные меры в экстренной ситуации

Ноябрь 1851 принес пронизывающие ветра и снегопады в сельскую местность Суррея. Милле решил, что ему нужно какое-то убежище и построил своеобразную хибару “из четырех перегородок, покрытых снаружи соломой — что-то вроде сторожевой будки”. Сидя в ней со своими красками и слушая шелест соломы вокруг, он чувствовал себя Робинзоном Крузо.

Кстати, краски Милле, вероятно, хранились в емкостях из свиных мочевых пузырей. Тюбики были изобретены незадолго до этого и всё еще оставались редкостью. Тем временем его друг и коллега-прерафаэлит Уильям Холмен Хант писал неподалеку свою знаменитую работу "Наемный пастух". Ему так понравилась хижина Милле, что он построил себе такую же.

Уильям Холмен Хант, Наемный пастух
Уильям Холмен Хант, Наемный пастух

3. Исчезнувший зверек

Сначала Милле включил в свою композицию водяную крысу, плавающую рядом с горемычной Офелией — его помощник выловил грызуна из Хогсмилла. В декабре 1851 года Милле показал незаконченную картину родственникам Ханта. Он писал в своем дневнике:

"Приехали дядя и тетя Ханта, и оба они прекрасно поняли всё, кроме водяной крысы. Дядя в ответ на просьбу угадать животное объявил, что это заяц. Поняв по нашим улыбкам, что ошибся, он ткнул пальцем в небо и назвал кролика. Смутно припоминаю, что после этого говорили то ли о собаке, то ли о кошке".

К тому времени, когда картина была представлена на выставке Королевской академии в 1852 году, дефектный грызун исчез. Но черновой набросок его все еще можно найти — он спрятан в верхнем углу холста и ныне скрыт рамой.

Джон Эверетт Милле, Офелия. Фрагмент
Джон Эверетт Милле, Офелия. Фрагмент

4. Офелия простудилась

Милле решил изобразить утопшую шекспировскую деву с максимальной реалистичностью. Но при этом понимал, что шансы уговорить кого-то позировать в замерзающем Хогсмилле были явно невелики. Тогда он убедил свою модель — 19-летнюю Элизабет Сиддалл, будущую жену Данте Габриэля Россетти — лежать полностью одетой в ванне с водой.

Под ванну ставили масляные лампы, чтобы вода оставалась теплой. Но когда они погасли, художник был слишком поглощен своей работой и не заметил этого. Пролежав несколько часов неподвижно в холодной воде, Сиддалл осталась один на один с сильной простудой, а Милле — со счетом доктору в пятьдесят фунтов. (Кстати, подробнее про любимую модель прерафаэлитов и про них самих читайте в статье "Художники Прерафаэлиты. Вперед в прошлое" — Прим. ред.)

Данте Габриэль Россетти, Regina Cordium — свадебный портрет Элизабет Сиддалл
Данте Габриэль Россетти, Regina Cordium — свадебный портрет Элизабет Сиддалл

5. Не все поддались очарованию Офелии

Когда в 1852 году картина была впервые показана публике в Лондонской королевской академии, критики не были единодушны в своих похвалах. Газета "Times" заявила:

"Наверное, только испорченное воображение могло нарисовать Офелию в заросшей сорняками канаве и лишить патетики и красоты утопающую борьбу этой девушки, страдающей от безнадежной любви".

В другой газете говорилось:

"Офелия мистера Милле в омуте... наводит на мысли об игривой молочнице".

И даже Джон Раскин, большой любитель творчества Милле, был не совсем любезен. Хотя он нашел технику живописи "изысканной", но решение Милле изобразить девушку в суррейском пейзаже вызвало у него серьезные сомнения. Он вопрошал:

"Почему бы вам не нарисовать девственную природу,-спросил он,-и не этот жалкий рай садовницы?"
Джон Эверетт Милле, Офелия. Фрагмент
Джон Эверетт Милле, Офелия. Фрагмент

Понравилась статья? Если она наберет более 300 лайков — переведу продолжение! Как всегда, хочу убедиться, что тема интересна.

Оригинал на английском читайте здесь.

-8