В начале 50-х годов, когда запуск мотоцикла ИЖ-49 успешно прошёл и встал на конвейер, конструкторы ижевского завода приступили к разработке новой модели мотоцикла. Специалисты понимали, что морально устаревший DKW-NZ 350, 30-х годов исчерпал потенциал роста. Требовалось создание современного, оригинального, более надёжного и мощного мотоцикла на новой элементной базе, применив опыт и лучшие наработки предыдущего поколения ИЖ, в том числе кроссовых мотоциклов ИЖ 50, 51, 54 и 55. Результатом работ стал ИЖ-56. Модель действительно стала оригинальной разработкой завода. Сварная штампованная рама заменена на более надёжную трубчатую. При восстановлении ИЖ-49 приходится сталкиваться с необходимостью проварки по шву, на новой раме сварных соединений на порядок меньше и они более надёжны. Передняя телескопическая вилка, прекрасно зарекомендовавшая себя, была перенесена без изменений, за исключением узла крепления переднего грязевого щитка, который стал более глубоким. Колеса получили новые