В начале 50-х годов, когда запуск мотоцикла ИЖ-49 успешно прошёл и встал на конвейер, конструкторы ижевского завода приступили к разработке новой модели мотоцикла. Специалисты понимали, что морально устаревший DKW-NZ 350, 30-х годов исчерпал потенциал роста. Требовалось создание современного, оригинального, более надёжного и мощного мотоцикла на новой элементной базе, применив опыт и лучшие наработки предыдущего поколения ИЖ, в том числе кроссовых мотоциклов ИЖ 50, 51, 54 и 55.
Результатом работ стал ИЖ-56. Модель действительно стала оригинальной разработкой завода. Сварная штампованная рама заменена на более надёжную трубчатую. При восстановлении ИЖ-49 приходится сталкиваться с необходимостью проварки по шву, на новой раме сварных соединений на порядок меньше и они более надёжны. Передняя телескопическая вилка, прекрасно зарекомендовавшая себя, была перенесена без изменений, за исключением узла крепления переднего грязевого щитка, который стал более глубоким. Колеса получили новые более глубокие ступицы и стали взаимозаменяемы при сохранении прежней размерности шины 3,25х19". Опорные щитки колёс стали мощнее, увеличилась ширина колодок, что так же положительно сказалось на торможении. Ведомая звезда стала отдельным элементом, увеличилось передаточное число, звезда надёжно закрыта от пыли и грязи крышкой опорника. Пыльники цепи стали резиновыми и полностью закрытыми. Вообще, конструкторы фактически полностью смогли перейти на РТИ (резинотехнические изделия) и отказаться от войлочных прокладок. Новая система зажигания с раздельным реле и площадкой в корпусе фары, индикаторами нейтрали и зарядки генератора. Иная система выпуска отработанных газов, седло в двух вариантах: сплошной мягкий и раздельный с привычной водительской "лягушкой", улучшенный задний фонарь и крыло. Инструментальный ящик переместился и исчез с бака. Более простые, надёжные и практичные пружинной-поршневые задние амортизаторы в паре с маятниковой вилкой обеспечивали повышенный комфорт езды.
Конструкторы изменили картер двигателя, перенеся на него рычаг переключения передач и червяк спидометра. Коробка передач была сочтена достаточно надёжной (что было подтверждено позже, коробка фактически без изменений кочевала из модели в модель). Но цилиндро-поршневая группа была заменена более массивную силуминовую, увеличен диаметр стакана поршня. Как следствие, увеличилась степень сжатия. В результате мотоцикл стал на 20% мощнее, хоть и на 8 кг тяжелее предшественника.
Мотоцикл получил абсолютно новый профиль. Плавные обводы стекали от руля на бак, переходили в линию рамы, огибали по крыльям колеса. Декоративные кожухи карбюратора и бардачки завершали образ, не уступавший как минимум, восточноевропейским образцам.
Еще два года, по 1958г., обе модели выпускались параллельно: выбирались остатки запчастей ИЖ-49 со складов, ИЖ-56 проходил проверку временем. В результате которых герой этой статьи получал всё новые и новые изменения на протяжении фактически всего периода выпуска.
О том, какие изменения, как их можно классифицировать и чем ИЖ 56 1958 года отличается от ИЖ 56 1960, а тот от 1962, расскажу в следующей статье.