Найти тему

Немного о хоррорах

В статье хотелось бы затронуть темную сторону кинематографа. Нет, тут не будет сплаттерпанка или снаффа. Обойдем вниманием и крупнобюджетные фильмы, вроде дилогии Заклятие, не станем тревожить Астрал и выдохшееся Паранормальное Явление. Те, кому небезразличны фильмы ужасов, скорее всего уже видели все громкие новинки за последние годы. Во многом, поэтому мой выбор пал на фильмы менее популярные, но в той или иной степени примечательные. Да, они не то чтобы совсем не на слуху, но все же обделены вниманием.

Я не ставил перед собой цели сделать очередной претензионный критический обзор – за этим добро пожаловать на Кинопоиск или YouTube. Хочется лишь поделиться с возможными зрителями неплохими работами, выбивающимися из ряда ежегодных штамповок.

Да, к слову, здесь есть спойлеры.

Оно (It Follows)

Страна: США Год выпуска: 2014
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл
Страна: США Год выпуска: 2014 Жанр: ужасы, триллер, детектив Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл

Ну и чем он отличается от сонма других хорроров и почему на него можно потратить время?

Фильм, почему-то у нас в стране вышедший в прокат под названием «Оно», сразу обращает на себя внимание атмосферой. Мы видим окраины Детройта – полузаброшенного промышленного гиганта, переживающего не лучшие времена. Остовы домов, пустые дворы, заброшенные фабрики – все подано в мрачных красках, обветшалое и почему-то смутно знакомое. Вот в такой локации и развернется действо.

Отдельного слова заслуживает музыка. На протяжении всего фильма нам на нервы будет действовать жуткий низкочастотный нойз, подчеркивающий иррациональность происходящего.

Диалогов не так много, все больше взглядов, ярких движений, режиссер явно в курсе, что в кино лучше показывать чувства, а не озвучивать устами персонажей.

Кстати, о главных героях. Это три сестры, едва вышедшие из подросткового возраста, и их сосед. Действие сосредоточено на Джей – старшей из сестер.

И вот тут мы плавно переходим к сюжету – вкратце, есть страшное проклятие, передающееся… половым путем. Да, именно так. Весьма неожиданно, как по мне.

Проклятие проявляется сразу, и выглядит оно как совершенно непонятные люди, бредущие к Джей. Она видит их в школе, на улице, дома. Куда бы девушка ни сбежала – ее везде находят. ОНО будет идти медленно, неотвратимо, и рано или поздно настигнет жертву.

К слову, в той неспешности, с которой к Джей подбирается нечисть, кроется одна из самых сильных сторон фильма. Нет ни скримеров, ни шибко страшных физиономий, зато чувствуется неотвратимость. Меня это подкупило. Вероятно, тому виной нечто ностальгическое, пришедшее из детства. С такими же ощущениями я впервые смотрел «Терминатора», и тогда фильм воспринимался не как боевичок со Шварцем, а самый настоящий фильм ужасов. Тут не спасут стены, двери, оружие – только бежать и бежать.

Ухудшает положение Джей то, что никто больше не видит бредущих существ, и, понятное дело, сразу не верит словам девушки. Лекарство лишь одно – передать проклятие другому человеку, обречь на мучения и, вероятно, смерть. Но в таком случае чудовища вернутся за тобой – проклятие, как видно, не прерывается со смертью последнего носителя.

Моральный выбор сложный, но что выбрала Джей лучше узнать самому.

Есть ли в фильме минусы? Отыщутся.

Главный – совершенно нелепое начало. Конечно, это играет на дальнейший сюжет, все дела… но только после первых десяти-пятнадцати минут очень уж хотелось фильм выключить.

История двух сестер (Janghwa, Hongryeon)

Страна: Южная Корея Год выхода: 2003
Жанр: ужасы, триллер, драма
Режиссер: Ким Джи-ун
Страна: Южная Корея Год выхода: 2003 Жанр: ужасы, триллер, драма Режиссер: Ким Джи-ун

Южная Корея в определенных кругах известна жесткими и оригинальными фильмами, вроде дилогии Сочувствие господину\госпоже Месть или получившем голливудский ремейк Олдбое. Либо суровыми детективными историям – Воспоминание об убийстве, Я видел дьявола и многим другим. Умеют корейцы показать неприглядную сторону современного общества, чего уж тут.

Если же говорить об азиатских фильмах ужасов – здесь лавры заслуженно достаются темноволосым девочкам и женщинам из Японии. Хотя искушенный зритель знает, что рынок хоррора в Корее тоже богат на отличные ленты. Одну из них хотелось бы отметить.

На этот фильм я натолкнулся случайно, и заинтересовался в первую очередь сюжетом – он основан на народной сказке Роща и Лотос, прочитать ее не довелось, но фильм ужасов и сказка – занимательное сочетание. Что я получил в итоге? Пожалуй, один из лучших фильмов в жанре (на мой скромный вкус).

Сюжет запутан настолько, насколько это вообще возможно в не самом длинном по хронометражу фильме. Отделить правду от вымысла, распутать клубок событий с первого раза и вовсе почти невозможно, как мне кажется. Игра актеров радует – каждый из них рисует по два-три образа, и делают они это отменно.

Итак, что мы имеем? Су-ми и Су-йён возвращаются из психиатрической лечебницы, куда загремели после смерти матери, к отцу и молодой мачехе. У них большой дом на берегу озера, вокруг растут тюльпаны – идиллия, куда ни плюнь.

Но, как и заведено в сказках, сестры на дух не переносят мачеху, да та и ведет себя странновато. Пьет лекарства, грубит, недобро поглядывает на падчериц, по ночам сидит в кресле и смотрит Киселева помехи на телевизоре. Отец и вовсе ходит мрачный, молчаливый, доводы дочерей его нисколько не волнуют.

Но хуже всего – девушки уверены, что в доме еще кто-то есть. Они слышат шаги, видят тени и фантомы, из шкафов в кухне доносится шепот.

Чем дальше, тем атмосфера гуще, события страшнее, конфликт между девочками и мачехой распаляется, а отец продолжает вести себя аморфно, словно и не происходит ничего.

На пике конфликта нам выдают первую развязку – и если после нее выключить фильмы, мы получим законченную историю о призраках, мести и прочих приятных любителю жанра шаблонах. А вот если продолжить смотреть… впрочем, спойлерить не буду. Кому интересно – найдет и посмотрит сам.

Снова заострю внимание на музыке. В отличие от вышеупомянутого Оно, где ставка сделана на электронную какофонию, тут мы получаем целый букет неоклассики с восточным колоритом.

Что еще отнести к приятным особенностям фильма? Здесь вам не встретится выскакивающая из темного угла визгливая бабайка, но нечто будет долго бродить по комнате, не показывая себя, но заставляя прочувствовать страх героинь фильма. Кровь? Есть немного, но именно что немного, и это гораздо страшнее, чем багровые реки и километры кишок.

Каковы минусы фильма? Все тот же сложный, матрешечный сюжет. Есть риск совсем ничего не понять и махнуть рукой – бредят, мол, азиаты...

Спасибо за внимание. С уважением.