Найти в Дзене
Logline

"Матрица: Революция" братьев Вачовски.

"Матрица: Революция", 2003 год, реж. Энди Вачовски и Ларри Вачовски; После успешного выключения охотников Нео прилег отдохнуть - так мы думаем. Но на самом деле он неведомым никому способом подключился к Матрице и сейчас находится на стыке двух миров - на станции метро между Матрицей и миром машин. Название станции между машинным миром и матрицей называется Mobil Ave. Mobil-анаграмма Лимба, традиционной станции между небом и Землей, согласно католицизму. У этой анаграммы есть дополнительный подтекст, так как Киану Ривз дислексичен. Здесь Нео знакомится с программами Рамой и Камиллой Кандера. - Это то, что вы здесь делаете? ... - Я очень люблю свою дочь. Я считаю ее красивейшей из всех, кого я до сих пор видел. Но там, откуда мы пришли, этого недостаточно. Потому что у каждой программы должна быть цель. Если цели нет, то программа стирается. Я пошел к Французу, чтобы спасти свою дочь. Вы не понимаете? - Просто в жизни не слышал о программе, говорящей о любви. Это человеческое чу
«Все, что имеет начало, имеет и конец»
«Все, что имеет начало, имеет и конец»

"Матрица: Революция", 2003 год, реж. Энди Вачовски и Ларри Вачовски;

После успешного выключения охотников Нео прилег отдохнуть - так мы думаем. Но на самом деле он неведомым никому способом подключился к Матрице и сейчас находится на стыке двух миров - на станции метро между Матрицей и миром машин.

Название станции между машинным миром и матрицей называется Mobil Ave. Mobil-анаграмма Лимба, традиционной станции между небом и Землей, согласно католицизму. У этой анаграммы есть дополнительный подтекст, так как Киану Ривз дислексичен.

Здесь Нео знакомится с программами Рамой и Камиллой Кандера.

И все бы ничего, если бы не их любопытный разговор:
И все бы ничего, если бы не их любопытный разговор:
- Это то, что вы здесь делаете?
...
- Я очень люблю свою дочь. Я считаю ее красивейшей из всех, кого я до сих пор видел. Но там, откуда мы пришли, этого недостаточно. Потому что у каждой программы должна быть цель. Если цели нет, то программа стирается. Я пошел к Французу, чтобы спасти свою дочь. Вы не понимаете?
- Просто в жизни не слышал о программе, говорящей о любви. Это человеческое чувство.
- Нет, это слово, а, не важно - это словосочетание. Я вижу, что вы влюблены. Вы можете сказать мне, что бы вы отдали, чтобы сохранить свою любовь?
- Все!
- Так, может быть, причина, по которой вы здесь, не так уж отличается от моей.

Не так уж и сильно они от нас отличаются. Но люди всему ищут объяснение, определение, пытаются описать. Считают себя уникальными - "это человеческое чувство". Неудивительно, что дело дошло до войны (всем кто еще не смотрел, рекомендую короткометражку "Второй ренессанс" из сборника "Аниматрица")

Пока Нео ведет задушевные беседы, его друзья получают от Прорицательницы сообщение и находят способ вернуть его в наш мир.

Я заострю внимание еще на нескольких диалогах - ключевых по моему мнению.

К сожалению  Глория Фостер, сыгравшая роль Прорицательницы в первых двух частях, умерла до того, как успела сыграть свою роль в третьем фильме, и её заменила актриса Мэри Элис.
К сожалению Глория Фостер, сыгравшая роль Прорицательницы в первых двух частях, умерла до того, как успела сыграть свою роль в третьем фильме, и её заменила актриса Мэри Элис.
- Вы помогли мне стать тем, кем я стал. Вопрос только зачем? Куда все идет? И где конец?
- Я не знаю.
- Не знаете или помалкиваете?
- Никто не знает, что будет после того человек сделает выбор не поняв из чего пришлось выбирать.
- Какой выбор?
- Не важно, сейчас моя очередь, я тоже буду делать свой выбор, как ты свой.
- Между тем, что мне говорить и что от меня скрывать?
- Разумеется нет.
- Так почему вы мне не сказали об Архитекторе, про Зион и про тех кто был избранным до меня вы тоже мне не говорили, почему?
- Потому что тогда еще не пришло время.
- А кто решает когда время придет?
- Известно кто.
- Я сам. Ну что ж тогда мне пора кое о чем узнать.
- Я с тобой согласна.
- Как мне удалось не подключаясь к Матрице вывести разум из физической оболочки? Как мне удалось силой мысли остановить четырех охотников? И что вообще со мной творится?
- Сила избранного действует не только в этом мире, но и повсюду вплоть до того места откуда она происходит.
- Откуда?
- Из источника.
...
- Архитектор предупредил, что если я не вернусь к источнику в полночь Зион будет разрушен.
- Перестань, мы с тобой не можем предвидеть последствий нашего выбора, а он последствий самого существования выбора.
- Почему?
- Он не в курсе, что значит само понятие выбор. Для него варианты выбора только в уравнении, все переменные должны быть определены по очереди.

И вот тут есть интересный момент связанный с программированием. Императивное программирование - стиль написания исходного кода таким образом, что инструкции (команды) записываются и выполняются последовательно. Именно поэтому Архитектор не понимает самого понятия выбора, а Прорицательница, как раз представитель другого стиля - Декларативного, в котором не так важна последовательность, сколько важен результат. Поэтому она постоянно заостряет внимание на выборе и не утверждает Нео, что он избранный, а скорее постепенно его к этому подводит. Любопытно, что исторически первой СУБД в которой полностью были реализованы возможности декларативного подхода была Oracle - Прорицательница.

Что ж, теперь мы вроде как знаем, что сила избранного действует не только в Матрице. Объяснение не убедительное конечно, но с другой стороны это очень символично - сила избранного внутри него самого, а не в его окружении и доступна ему в реальном мире.

Ну и конечно неподражаемый Хьюго Уивинг в роли мистера Смита и его финальная речь.
Ну и конечно неподражаемый Хьюго Уивинг в роли мистера Смита и его финальная речь.
- Почему мистер Андерсон? Почему? Во имя чего? Что вы делаете? Зачем? Зачем встаете? Зачем продолжаете драться? Неужели вы верите в какую-то миссию или вам просто страшно погибнуть? Так в чем же миссия? Может быть вы откроете? Это свобода? Правда? Может быть мир или вы боретесь за любовь? Иллюзия мистер Андерсон, причуды восприятия, хрупкие логические теории слабого человека который отчаянно пытается оправдать свое существование, бесцельное и бессмысленное, но они мистер Андерсон, как и Матрица столь же искусственны. Только человек может выдумать скучное и безжизненное понятие - "любовь". Вам пора это увидеть мистер Андерсон, увидеть и понять. Вы не можете победить, продолжать борьбу бессмысленно. Почему мистер Андерсон, почему вы упорствуете?
- Потому что это мой выбор.

И ведь правда, человек готов пойти на все, если он что-то выбрал сам, пропустил через себя, решил.

Начинается самое интересное. Смит произносит слова Прорицательницы: "Все что имеет начало имеет и конец", Нео наконец понимает, что от него требуется - жертвует собой и перезагружает Матрицу. Наступает мир. Когда нибудь Нео вернется.... Ничего не напоминает?

_______________________________________

Общее впечатление - я в восторге от это истории - от трилогии в целом. Правда, это потрясающе. Есть о чем подумать, но сеттинг сглаживает углы, нам не бросают идею в лицо, мы принимаем ее по чуть-чуть, маленькими кусочками, потому что она нас не провоцирует. Это фантастика, видели мы уже мир будущего в котором машины победили людей много раз до этого. Знаем, что с искусственным интеллектом шутки плохи. Но такого развития событий мы не ожидали. И без того не справедливый мир, в котором нужно ходить на работу и оплачивать счета за горячую воду - всего лишь симуляция. Нужно ли говорить, как это взорвало умы в 99ом? Но "Матрица" не теряет своей актуальности и сейчас. Ее действительно интересно смотреть, пропускать через себя, чтобы понять "из чего выбираю я?" Это фильм про осознание себя в большом мире, хороший фильм. Я не помню входит ли "Матрица" в список "1000 фильмов, которые вы должны посмотреть, прежде, чем умереть", но однозначно рекомендую это сделать.

Рекомендация к просмотру - Да.

С первой частью "Матрицы" можно ознакомиться здесь.

Со второй частью "Матрицы" можно ознакомиться здесь.

Своими любимыми фильмами делимся здесь.