Найти тему

Для хорошего руководителя увольнение сотрудника — никогда не новость?

Оглавление

Увольнение сотрудников по собственному желанию — явление не редкое. В некоторых компаниях — даже вполне себе обычное, привычное. Человеку свойственно искать лучшей жизни — большей зарплаты, лучших условий труда, интересных карьерных перспектив.

По статистике, самые частые причины для увольнения по собственному желанию выглядят так:

  • Низкая оплата труда
  • Отсутствие перспектив для профессионального роста
  • Конфликты с руководителем
  • Недовольство должностными обязанностями (монотонные обязанности, рутина, нет развития)
  • Конфликты в коллективе

Куда более редким случаем является увольнение по собственной инициативе целого отдела. Для компании лишиться сразу всего отдела может стать критическим событием.

Особенно, если в отделе работали высококвалифицированные сотрудники, которых заменить быстро и безболезненно невозможно. Срочно начинать искать новых сотрудников и обучать их затратно финансово. Особенно проблематично будет обучить замену уволившимся, если все операции, выполняемые сотрудниками, не были описаны в подробных инструкциях. Причем, инструкции должны быть составлены настолько подробно и понятно, что новый сотрудник может (в идеале) разобраться во всем самостоятельно.

-2

Почему увольняются сотрудники отделом? Рассмотрим причины, по которым чаще всего сотрудники массово увольняются. В стабильных компаниях, как правило, есть всего несколько причин для массовых увольнений.

Причина для массового увольнения № 1: В поисках лучшей жизни

Во-первых, подобное может произойти, если уволился руководитель отдела (пользующийся авторитетом в отделе) и переманил всех сотрудников на свое новое место работы ( с лучшими условиями и оплатой труда). Либо это может быть и не руководитель, но признанный лидер. Вообще, это основная причина, по которой увольняются целыми отделами.

Причина для массового увольнения № 2: Все достало

Все достало! Во-вторых, подобное возможно, если у сотрудников с руководством есть давняя и затяжная конфликт, которые не решается и не будет решаться. Например, у сотрудников появились новые обязанности, но оплачивать дополнительно работодатель их не хочет. Или появились дополнительные обязанности, которые не обсуждались при приеме на работу. Или значительно ухудшились условия труда.

-3

Работодатель может затягивать или даже игнорировать решения острого конфликта длительное время и тогда один из сотрудников уходит. Это переломный момент. Начинается цепная реакция. Все сомневающиеся и надеющиеся на положительный исход конфликта начинают тоже увольняться. Некоторые даже “в никуда”. Компания, являющаяся стабильной и надежной, в какой-то момент в представлении сотрудников перестает таковой являться. В надежных и стабильных компаниях соблюдают ТК и ведут себя с сотрудниками честно.

Что делать если все сотрудники хотят уволиться?

Чтобы не потерять в один прекрасный день весь отдел, руководителю (отдела, департамента) крайне важно держать руку на пульсе. Не должно быть игнорирования или целенаправленного оттягивания решения наболевших вопросов. Игнорирование конфликтной ситуации обычно обязательно приводит к снижению производительности труда (нас не ценят, с нами не считаются — вот и нам особо стараться ни к чему. Опять же, много рабочего времени тратится на обсуждение ситуации, недовольство).

-4

С первой причиной бороться сложно. Обычно такие массовые увольнения происходят тихо и без лишних разговоров. Поможет лишь держать руку на пульсе — чтобы увольнение сотрудника-лидера не было полной неожиданностью для руководителя. Есть несколько признаков, по которым можно понять, что скоро ваши пути разойдутся. Типичные признаки следующие:

  • Если сотрудник был активным и инициативным и вдруг перестал таковым быть (особенно, если его полезная активность была проигнорирована).
  • Выполняет свои рабочие обязанности мало обращая внимания на качество и принятые сроки.
  • Часто пропускает работу (больничные, срочное дело), часто опаздывает на работу, постоянно отпрашивается.

Второй причине важно не дать разрастаться до масштаба открытого конфликта. Тогда выход будет только один — уволить неугодных сотрудников (возможно, громко, со скандалом, с уводом базы клиентской и обнародованием секретной информации). А не допустить открытого конфликта возможно лишь разрешением конфликтной ситуации, а не игнорированием ее.

В одной стабильной компании (бюро переводов — с хорошей деловой репутацией и 10-летним существованием на рынке) однажды уволился целый отдел менеджеров вместе с руководителем. Просто в один день слаженно и дружно подали заявления на увольнение. Этому предшествовала почти годовая затяжная конфликтная ситуация между руководством компании и этим отделом. В связи с тем, что на протяжении года складывались крайне неблагоприятные тенденции на рынке (резко сократилось количество клиентов, нуждающихся в услугах компании), а следовательно, упала и прибыль, получаемая от отдела. Руководство решило привлечь менеджеров к активной работе в поисках клиентов-потребителей данной услуги. Менеджеры, много лет занимавшиеся подготовкой документов, искать активно клиентов не захотели (кто тайно, а кто и явно отлынивал от этой обязанности). Расценили это как расширение обязанностей без дополнительной оплаты. Тогда руководство решило наказать финансово тех сотрудников, которые искать клиентов не желали (а именно-всех). Мотивация теперь была выстроена таким образом, что привычные сотрудникам операции (подготовка документов) оплачивались минимально. На протяжении нескольких месяцев ситуация была напряженной — недовольство действиями руководителей в коллективе, снижение заработной платы (у некоторых сотрудников в 2 раза), конкуренция в отделе (закрепить за собой клиента). При этом, сотрудники не увольнялись, занимали выжидательную позицию (надеялись, что руководство примет какое-то решение вместо обвинения в неэффективности). В итоге руководство приняло решение — предложило менеджерам выходить на работу 2 раза в неделю, посменно.

-5

И через неделю уволились все. Хотя можно было не допускать до такого исхода, а провести с отделом собрание в период, когда ситуация на рынке начала ухудшаться. Пояснить, что расширение обязанностей необходимо для того, чтобы отдел оставался на плаву и не происходило снижение оплаты труда. И расстаться с теми сотрудниками, которые с этими новыми обязанностями не согласны. Тогда бы не было нескольких месяцев неэффективного выполнения обязанностей, потерянной прибыли и неприятного осадка. Рабочие инструкции этого отдела составлены не были, замену увольняющимся в течение двух недель не нашли, дела не были переданы. Направление в компании закрыли.