А рассказать! Пошто и не рассказать, ежели сказывается. Тем более, что сказка та вовсе и не сказка, а самая настоящая быль. Ну, слушайте.
Жила-была... я. Хорошо жила. Муж любимый да работящий, две дочки-красавицы, родители здоровые. И работа у меня была, хорошая, интересная, только я ее пока работать не могла, потому как за дочками малыми доглядывала. Умений у меня было много, руки правильной стороной к делу приспособлены, да и голова на месте. И вот решила я свои умения, как это нынче прозывается, "монетизировать", в дому-то каждая копеечка не лишняя. Спицами и крючком я тогда уже хорошо вязала, качественно, но не очень быстро. И решили мы на семейном совете завести в хозяйстве вязальную машинку.
А тут и свекровь в гости зашла, говорит: "Есть у меня старенькая "Буковинка", я на ней давно не вяжу, на чердаке пылится. Возьми, попробуй, прежде чем на новую деньги тратить."
Чего же доброго совета не послушать, взяла я у нее машинку, стала разбираться, как это чудо чудное работает. И была у той машинки вместо каретки длинная дровина, как раз по длине самой машинки. Надо было сию дровину между иголками пропихивать с одной стороны на другую. (Коллеги-вязальщицы меня поймут, это было что-то с чем-то, мне до сих пор вспоминать страшно, вот, аж из стиля повествования вывалилась ).
Когда это диво дивное работало, то простору ей требовалось аккурат в размер машинки вместе с длиной дровины. В моей однокомнатной малогабаритной горнице такого не было. Пришлось машинку любимой свекрови вернуть с благодарностью, и все-таки помыслить о покупке чего-то более современного.
В магазинах на ту пору машинок не было. Нашла я в газете запись, в которой купец подержанную "Северянку" продавал, да и купила, купцу поверивши, что машинка дело свое хорошо исправляет. Обманул купец меня, неопытную. Все желобки, по которым иголки легко да гладко ходить должны, были кривые-искореженные. Не вяжет машинка.
Да недаром у меня муж рукастый, смекалистый! Разобрал он машинку, кажный желобок вынул, выпрямил, отшлифовал, на место поставил. Все иглы поправил, маслом смазал. Заработала машинка лучше новенькой!
И стала я на машинке вязать учиться. Долго ли, коротко ли, где по инструкции, а где доброго совета послушав, выучила я мастерство новое. Одна беда, манжеты эластичные, резинками прозываемые, на той машинке не то, чтобы совсем сделать было нельзя, но получались они, как не старайся, плохонькие. Да с этой бедой мне соседушка добрая помогла. Стояла у нее без дела "Нева", из стольного града Питера привезенная. Резинки на ней получались - загляденье. Разрешила мне соседушка по надобности к ней заходить да дивной питерской машиной пользоваться.
Скоро сказка сказывается, да и дело в руках спорится. Вот уже можно и заказы стало брать да копеечку малую зарабатывать, себе на шпильки да дочкам на сласти. Дала я объявление в газете местной, и пошли ко мне люди добрые со своей нуждой в теплой и нарядной одёжке. Я никому не отказывала, все исполняла в точности. И косы замысловатые делала, и ажуры воздушные, и жаккард нарядный, разноцветный, любые узоры-фасоны по надобности. Уходили от меня люди с радостью и обновами, разносили весть обо мне по миру.
Это все присказка, а вот и сказка.
Как-то раз позвонила мне женщина незнакомая да молвит: "Слухом о тебе, мастерица-искусница, земля полнится. Желаю я у тебя заказ сделать. Да только скажи мне прежде, на какой машинке ты вяжешь". Удивилась я. Знала, что есть машинки заморские, из немецких да японских земель. Только принцип вязания на них точь в точь как на моей "Северянке"-труженице. А ежели машинка, как у меня, с умом да любовью отлажена, то качество полотна у неё ничем заморскому не уступает. Да я и без машинки, руками своими так же вяжу. Неспешно получается, что верно, то верно, но ничем не хуже. Тогда какая разница?
Спрашиваю я у женщины: "А пошто такой интерес? Али срочно нужно что-то непростое? Тогда извини, добрый человек, помочь не смогу."
"Нет", - отвечает мне женщина. "Только слыхала я, что есть машинки дорогие, заморские, от электричества работают да человечьим голосом говорят. Хочу, чтобы на такой машинке моя обновка была связана".
В другой раз я удивилась. "Так я же не хуже сделаю, недаром ты молву обо мне слыхала, мастерства мне не занимать. Будет твоя обновка всем на загляденье."
Не поверила мне женщина незнакомая. "Мне, - говорит, - перед своими подружайками стыдно будет, ежели они проведают, что не на заморской говорящей машинке обновка связана". И трубку повесила.
Вздохнула я с облегчением. Впору бога благодарить, что избавил от заказчицы недалекой да заносчивой. Но было у меня сомнение, а вдруг женщина права была? Может и правда, заморские машинки лучше вяжут?
Стали мы с мужем думать да гадать, как бы мне заморское говорящее чудо заполучить. "Да что тут думать-то, - говорит мне муж любимый, - ты же сама своими ручками давно на такую машинку заработала. Вот и покупай. И от сомнений своих избавишься, и работать будет легче, и людям со срочными заказами отказывать не придется более".
Не в миг единый, а спустя время, но купили мы машину электрическую. Ох как быстро и весело работа у меня стала спориться! Да только права я оказалась, качество вязания во всём у этих машинок схожее. Видать, не в машинке дело, а в руках умелых!
__________________________________________________________________________________________
Тут и сказке конец. Но есть небольшое послесловие. Поймите меня правильно, я обеими руками "за" хорошее оборудование и инструменты. Возможностей больше, работать легче, эффективность выше. А уж в тех областях, где применяются высокие технологии, и подавно. На кухне скалкой атом не расщепить . Но дешевые понты, типа таких, как у моей несостоявшейся заказчицы, я не приемлю. Главное - качество конечного продукта. И если его можно достичь без вложений в супер-пупер-современное оборудование, то почему бы и нет?
P.S. Прошу прощения, что не показываю фото работ, связанных в те далекие времена на "Северянке". Мне тогда в голову не приходило, что нужно что-то фотографировать. Жаль, конечно, но ничего не поделаешь.