Найти тему
Школа-студия МТЦ

О смерти русской актёрской школы. Часть 2

Зимний отпуск я предпочитаю проводить в Санкт-Петербурге, городе, в котором я родился и вырос, где из меня воспитали служителя театрального искусства и где я люблю вдохновляться и заряжаться творчески. В этот раз я, волею судьбы, лицезрел второкурсников СПБКИТ, выпускников РГИСИ актерских факультетов (первые показывали экзамен по актерскому мастерству, вторые играли на учебной сцене дипломный спектакль) и выпускной спектакль 11тиклассников, учащихся на театральном отделе Лицея Искусств "Санкт-Петербург", который и я сам окончил десять лет назад. Забегая вперёд, скажу, что ребята лицеисты имеют гораздо большее представление о природе нашего искусства, чем студенты и выпускники, к моей радости за " Альма матер ", и печали за общее положение современного театрального образования.

История кризиса нашей сферы деятельности сложная и запутанная, разбираться в ней также трудно, как распутывать наушники с завязанными глазами. Но факт налицо: актерская школа на грани исчезновения.

Учебника по актерскому мастерству до сих пор нет. Есть много хорошей и полезной литературы, некоторые из которых претендуют на звание учебника (причём ошибочно, как например, книга К. С. Станиславского. " Работа актера над собой ", ибо это НЕ метод Станиславского, метода Станиславского в письменном виде не существует), но полноценного, окончательного и универсального учебника, с точными и непререкаемыми законами и механизмами актерского искусства нет. Вся актерская школа передается из уст в уста. Отчасти, в этом, конечно, вина хранителей знаний театрального искусства. Многие старались стать продолжателями школы Станиславского, но никто не вспомнил о том, для чего он эту школу создал. А идея его была в том, чтобы открыть двери актерского искусства для всех желающих. Чтобы каждый, с большим талантом и маленьким, мог научиться пользоваться своим дарованием.

Но одним, когда они обрели " метод", некогда было над этим работать, они все силы бросали на свои роли, спектакли, фильмы, другие просто не хотели делиться знаниями, оскорбляясь от одной только мысли, что актерское искусство будет открыто для "обычных людей". Я даже слышал такое мнение, что наличие в профессии "неталантивых", знающих ремесло, испортит качество нашей сферы деятельности (что, на мой взгляд, уже показатель того, что артист, который так рассуждает, сам не очень понимает природу своей профессии). В итоге, сегодня нашу сферу деятельности испортили незнающие ремесла " таланты ". Ведь, передавая из уст в уста знание, невольно скатываешься в " испорченный телефон", а когда метод перевирается, он перестаёт работать. И дальше, начинают передавать из уст в уста неработающий метод, люди учатся фальшивому знанию, и, в итоге, окончив вузы, ребята играют также, как играли до вуза, потому как никакого другого навыка они, в итоге, не получили. Но самое печальное то, что произошло это не сегодня, произошло это вчера, с теми, кто сегодня уже педагоги и мастера. И если во времена вчерашнего актерского поколения школа исчезала и забывалась, то сегодняшнее поколение о ней не знало никогда. И потому молодые русские звёзды искренне убеждены, что единственный барьер, отделяющий их от возможности претендовать на "Оскар" - языковой барьер. И винить их в этом нельзя.

(Первая часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5d270305ddfef600ae38793c/o-smerti-russkoi-akterskoi-shkoly-chast-1-5d273e0ec31e4900aea8024b )