В августе 1998 г. в сонной шведской глубинке случилось происшествие, которое вскоре взбудоражило не только ближние окрестности, но всю страну. Погиб четырехлетний мальчик. Но люди не просто сопереживали родителям погибшего ребенка, они были потрясены обстоятельствами произошедшего. То, что случилось в крохотном Доттевике на берегу озера, просто не укладывалось в голове. В убийстве малыша подозревались... дети.
Доттевик - типичный малоэтажный пригород недалеко от маленького центра - Арвики. Жизнь в таких местах течет неторопливо, все соседи знакомы друг с другом, двери в домах не запираются.
Доттевик, правда, считался в то время плохим районом, но в большей степени это объясняется удаленностью от центра, нежели криминогенной обстановкой.
Август в Швеции обычно радует хорошей погодой. Люди стараются провести больше времени на свежем воздухе, пьют кофе на террасах, приглашают гостей на садовые праздники. Скоро в школу, поэтому дети спешат наиграться на воле.
Кевин Яльмарссон был веселым здоровым четырехлеткой. Он любил играть, особенно со своим лучшим приятелем, пятилетним Робином. На своем новом красном велосипеде он с размаху въезжал в ящик с песком, поднимая клубы пыли. Семилетний брат Робина, Кристиан, хотя и собирался в первый класс, тоже не отказывался от игр.
Но 16 августа 1998 г. во второй половине дня Кевину не довелось поиграть с приятелями. У родителей Робина и Кристиана были гости, поэтому братья гуляли в своем дворе вместе с десятилетним сыном гостей.
Бездыханное тело Кевина нашел вечером того же дня его дедушка. Оно лежало на деревянных паллетах в камышах на берегу озера на расстоянии 300 метров от дома.
Друзья Кевина узнали о случившемся утром следующего дня. Слухи в маленьких городках распространяются мгновенно. Отцу ребят позвонила его мать. Он сказал мальчикам, что Кевин, как птичка, улетел на небо. Они вместе отнесли цветы на место обнаружения тела.
Сначала все думали, что малыш утонул. После осмотра и предварительного заключения судмедэксперта выяснилось, что мальчик был задушен. Кроме того, не исключались манипуляции сексуального характера. Полиция не стала ничего скрывать, поэтому тихая Арвика забурлила от ужаса и гнева. Полиция начала поиски педофила.
Конечно, Робин и Кристиан были ограждены от взрослых разговоров. Но через несколько дней Кристиан рассказал, что в то воскресенье он видел Кевина с мальчиками постарше. Отец незамедлительно сообщил в полицию. В полицейской машине младший брат заговорил, что Кевина убили, он знает.
Тут начинается история, которая гораздо интереснее, чем большинство расследований в Швеции. Версия о педофиле была отброшена. Полиция взяла в разработку дошкольников Робина и Кристиана. По новой версии следствия, мальчуганы убили приятеля в процессе игры. Отца заподозрили в помощи в сокрытии следов преступления.
Для семьи начался трудный период, который растянулся на много лет. Надо сказать, что отец мальчиков женился за два месяца до этих событий. С матерью ребят и он, и его новая жена были в хороших отношениях. Втроем они сопровождали мальчиков на допросы. Ждать при этом им приходилось в коридоре.
Самый длинный допрос продолжался 4,5 часа! На записях допросов слышно, что полицейские давят на детей, то обещают награды, то грозят наказаниями. Повышают голос: "Мне надо выяснить одну вещь. В глаза смотри!"
Ни Робин, ни Кристиан, ни их отец не сообщили следствию ничего толкового. Те, кто работал с детьми этого возраста либо имеет своих, не удивится этому. Кристиан сказал, что он уложил тело Кевина на паллеты. Экспертиза показала, что технически это действие было невозможно. Робин пошел еще дальше, он фантазировал вовсю, что и свойственно детям его возраста. Например, один раз он сказал, будто бы Кевина убил мальчик по имени "Срождеством". (Не знаю, как Вам, но нам вспомнилась гениальная мультипликация Арменфильма "Ишь ты, Масленица".) В другой раз орудием убийства оказалась упаковка с молоком. Несомненно, у расследования был высший процент достоверности!
13-летний подросток, на которого малыши указали, как на одного из бывших в тот день с Кевином, напротив, знал очень много. Он даже показал, где в камышах лежали сандалии погибшего мальчика. Забегая вперед, добавим, что этот самый подросток через полгода был задержан за изнасилование трехлетнего ребенка на игровой площадке. Но и тогда у полиции не возникло к нему вопросов в отношении смерти Кевина. По информации из других источников, в Доттевике имелся и взрослый педофил, через некоторое время получивший 5 лет за изнасилование малолетнего ребенка.
Свидетельства гостей, которые были у родителей братьев в тот воскресный день, полиция не приняла во внимание, считая тех людей заинтересованными лицами.
Итак, расследование набирало обороты и завершилось невероятно быстро. Со слов полицейского, на месте происшествия происходила драка, "боролись стоя и лежа", внезапно драка вышла из-под контроля, и произошло убийство. Напомним, ребенок был задушен.
В ноябре полицией была устроена прессконференция, после которой вся страна узнала имена убийц четырехлетнего Кевина Яльмарссона. Как Вы уже, наверное, догадались, ими оказались пятилетний Робин Дален и семилетний Кристиан Карлссон. Конечно, судить их было невозможно. Вместо этого полиция в лице руководителя следствием Рольфа Сандберга заклеймила детей во всеуслышание на всю страну.
Больше всего вердиктом были удивлены детские педагоги и психологи, ведь произошел своего рода научный прорыв. Нет, ну что подростки способны на убийство, это всем известно, но чтобы дошколята?! Но вот ведь уважаемый профессор психологии Свен О. Кристианссон утверждает, что да, такое бывает!
(В 1994 году в Норвегии была убита пятилетняя девочка Силье, в ее смерти, по версии следствия, также были виноваты дошкольники - два мальчика, с которыми она играла. Избитое тело девочки было найдено раздетым. Наверное, все видели драки дошкольников. Но вот раздевание после драк? Кстати, в Трондхейме тоже вначале искали педофила, а мальчик, прибежавший домой и поднявший тревогу, сказал матери, что подружку избили подростки...)
Мальчиков разлучили не только с родителями, но и друг с другом. Последнее, что помнит их отец после пресс-конференции, это как забирали его детей, а они надрывались от плача: "Папа, папа!" Добавим, что от всего этого с отцом случилась беда, он был вынужден долго лечиться в психиатрической больнице.
Социальные службы пытались пристроить мальчиков в приемные семьи, но никто не хотел брать малолетних преступников. Помыкавшись пару лет, дети все же оказались у родных. Младший, Робин, оказался у отца с мачехой, Кристиан - у матери и отчима. Обе семьи уже жили в других местах, понятно, что в Арвике им пришлось бы плохо.
Родители и дети решили забыть все. Они не разговаривали о прошлом ни с кем. Когда в 2015 году с подачи известного доцента нейрохирургии Рикарда Шеберга старым делом заинтересовались СМИ, журналисту Дану Юсефссону удалось разговорить участников процесса с большим трудом и не сразу.
Когда же на шведском телевидении был показан трехсерийный фильм, сделанный группой Юсефссона, в стране словно взорвалась бомба!
Полиция спешно подняла старое дело. Расследование наспех провели заново. Мальчиком-подростком снова предпочли не заинтересоваться. Интересно, кем все же был тот загадочный подросток?
Теперь вердикт полиции гласил, что, по всей вероятности, имел место несчастный случай. Маленький Кевин погиб, задохнувшись под паллетами. Как мы помним, тело было найдено лежащим поверх паллет, а не под ними. Значит, кто-то поднял груз? По мнению полицейских, за давностью лет невозможно установить, кто это мог быть. Эх, "а был ли мальчик?"
...
Зал для пресс-конференции заполнен до отказа. Молниями сверкают вспышки камер.
И вот они входят, больше не малыши-убийцы, а свободные от подозрений и обвинений обычные граждане. "Это лучший подарок на День Рождения!" - немного грустно говорит один из них.
Так закончился для братьев и их близких почти двадцитилетний кошмар. Но кто вернет им безмятежные годы детства и юности, проведенные вместо этого в черной дыре страха и ненависти окружающих?
У Робина Далена растет сын. Кажется, в этом году он пойдет в школу...