Найти тему
Finparty.ru

Не ждали: 4 самых громких бизнес-камбэка за последние 20 лет

Истории компаний, которые смогли пережить банкротство, вернуться на рынок и выйти в прибыль. На что делали ставку руководители крупных бизнесов в трудные времена?

На удачу. Oднажды вышло так, что курьерской службе FedEx срочно нужно было заплатить за топливо $24 000, а на счетах оказалось всего $5000. Впереди все отчетливее маячил крест. Тот самый, который ставят на будущем компаний, попадающих в похожие ситуации. Тогда основатель бизнеса Фредерик Смит взял оставшиеся деньги и в отчаянии уехал в Лас-Вегас. Но быстро вернулся в сопровождении цыган и медведей с внушительной суммой $27 000, выигранной за карточным столом. Сегодня FedEx — один из крупнейших игроков на рынке логистических услуг.

-2

На правительство. Трудности основанной в 1908 году автомобильной компании General Motors начались еще в 1950-х, когда в Америку пришла мода на европейские автомобили. Со временем ситуацию усугубили высокие цены на нефть, закон об ограничениях на загрязнение воздуха и азиатский автопром. Пришлось GM закрывать больше 20 заводов, увольнять десятки тысяч сотрудников и перестраивать бизнес. Но случился кризис 2008-го, и убытки компании составили $30,9 млрд. Генеральный директор Рик Вагонер отправился в Вашингтон искать поддержки у правительства. Прилетел он частным бортом, чем вызвал возмущение принимающей стороны. «Это как прийти в столовую соцобслуживания в цилиндре и смокинге», — негодовали конгрессмены. В общем, вместо денег Вагонер получил совет, что неплохо бы научиться экономить. Через год долги концерна составляли $173 млрд при 89 млрд активов и GM начала процедуру банкротства. Но тут на подмогу пришло правительство США, дав компании почти $50 млрд в обмен на ее акции. В результате GM ввела централизованное управление, закрыла убыточные подразделения Pontiac, Hummer и еще по мелочи, провела IPO и с 2010 года вышла на стабильную прибыль.

-3

На старую гвардию. После того как в 2000 году генеральный директор сети Starbucks Говард Шульц оставил свой пост, успешный бизнес стал потихоньку превращаться в убыточный. Под новым руководством компания расширялась (ну или этому руководству так казалось): к стремительно открывавшимся кофейням добавились студия звукозаписи, выпуск CD и так далее. Компания не поспевала сама за собой, что в итоге привело к кризису. Пришлось в 2008 году Шульцу вернуться и исправлять ситуацию. За дело он взялся активно и за ценой не постоял. Привлек консультантов со стороны, организовал тимбилдинг для поднятия командного духа сотрудников, закрыл на три часа кофейни, чтобы научить бариста варить нормальный эспрессо (этот простой стоил Starbucks $6 млн), заменил старые кассовые аппараты, провел редизайн торговых точек и много чего еще сократил и добавил. Результаты, как говорится, налицо.

-4

На новую кровь. Более 10 лет марка Lego, выпускающая разноцветные конструкторы, испытывала финансовые трудности. Попытка заработать на открытии тематических развлекательных парков не сработала. Подразделение по разработке видеоигр, открытое в целях освоения нового рынка, конкуренции не выдерживало. Дела шли все хуже, продажи падали, и в начале 2000-х долги фирмы были такими же, как и ее годовой доход. Все изменилось в 2004 году, когда в Lego пришел новый генеральный директор Йорген Кнудсторп. Он сразу приступил к операции по спасению утопающей компании. Подобно тому, как скульптор отсекает от глыбы мрамора все лишнее, чтобы в итоге получить произведение искусства, топ-менеджер избавлялся от ненужного на вверенной ему территории. Сперва Кнудсторп продал четыре парка развлечений, целую кучу недвижимости и подразделение по видеоиграм. Затем ускорил создание новых продуктов — процесс стал занимать всего год вместо двух лет. А еще уменьшил штат, воспользовался аутсорсингом и сократил детали в конструкторах с 7000 до 3000, сэкономив таким образом на расходах. В итоге дела пошли в гору, а в 2014 году Lego даже признали самым крупным производителем игрушек в мире.