Найти тему
Журнал Рейс

Гусеничный экскаватор HITACHI ZX300-5A

Созданный с учетом пожеланий российских клиентов, новый экскаватор HITACHI ZX300-5A являет собой развитие проверенной временем и тысячами тонн вычерпанного грунта модели ZX280-5G

Производители специальной техники, учитывающие требования своих клиентов к машинам, выпускают новые, адаптированные под конкретный рынок и сформировавшийся спрос модификации. Именно так появился на свет экскаватор HITACHI ZX300-5A. Его основой является стоящая более трех лет на конвейере тверского завода Hitachi Construction Machinery модель ZX280-5G. За это время 280-ый экскаватор разошелся тиражом порядка 100 единиц / экземпляров. Он хорошо зарекомендовал себя в работе в различных условиях эксплуатации. Однако российские клиенты хотели иметь возможность работать на более мощной и производительной машине, которая бы была столь же неприхотливой, надежной и экономичной. По сути, эксплуатирующим организациям требовался некий промежуточный вариант между ZAXIS 280 и флагманской моделью завода ZAXIS 330. Именно данный «пробел» в продуктовой линейке и был заполнен.
Экскаватор HITACHI ZX300-5A относится к объединенному классу машин полной массой 30-33 тонны. Кстати, ZAXIS (ZX) – ​сокращенно означает Z-ось, что свидетельствует о проектировании машины с применением 3D технологий. Механики эксплуатирующих организаций, в которых работают экскаваторы ZX280-5G, не обнаружат внешних отличий своих машин в сравнении с новыми «трехсотками». И это не удивительно, так как никаких изменений в силовой конструкции и нет. Рамы, стрела и рукоять – ​все осталось без изменений. При этом, как заявляют заводские инженеры, увеличение нагрузки на силовую структуру машины никак не отразилось на ее надежности и выносливости, так как изначально в конструкцию был заложен больший запас прочности. То есть, силовая конструкция как это принято говорить была «переразмеряна». Все отличия между 280-ой и 300-ой машинами кроются в агрегатной базе, которая и задает технические характеристики нового экскаватора.

Для кого?

Кому можно рекомендовать ZX300-5A? Начнем с того, что новая машина являет собой универсальный инструмент, который позволит выполнять широкий спектр работ в дорожном строительстве и коммунальной сфере, экскаватор может быть задействован в карьерах, техника найдет применение в нефтегазовой сфере, например, при проведении работ по укладке труб. Словом, «трехсотка» позволит закрыть потребности самых разных эксплуатирующих организаций ведущих свою деятельность в различных областях народного хозяйства и работающих в различных климатических условиях.

Больше мощности для увеличения производительности

Благодаря применению нового, более мощного силового агрегата Isuzu GH‑6HK1X (171 кВт), который примерно на 40 кВт превосходит предшественника, устанавливаемого на экскаваторе ZX280-5G, инженерам удалось на 20 % увеличить производительность ZX300-5A. Помимо мощностных показателей дизель отличается также и более высоким экологическим классом. Так, если мотор экскаватора ZX280-5G соответствовал нормам Tier 2, то двигатель «трехсотки» соответствует Tier 3. Для России, на территории которой действуют стандарты Tier 2, повышение экологического стандарта на одну ступень есть опережающий шаг компании HITACHI в развитии техники для рынка РФ. Достичь более высоких показателей по чистоте выхлопа удалось благодаря применению электронно-управляемой системы питания Common Rail, которая позволяет в широком диапазоне изменять характеристики впрыска топлива, добиваясь оптимизации рабочего процесса, оптимизируя расход топлива и снижая нагрузку на мотор. Благодаря Common Rail дизель работает более мягко, вследствие чего растет его надежность и долговечность. Благодаря электронному управлению мотор Isuzu GH‑6HK1X работает в двух основных режимах – ​ECO и POWER, которые активируются в зависимости от выполняемой машиной работы.

-2

Согласно данных производителя машины экономия топлива в режиме ECO по отношению к POWER составляет 17 %. При необходимости кратковременно (!) повысить усилие копания – ​увеличить усилие на кромке ковша на величину до 10 %, оператор задействует особый режим Power Boost. Он активируется простым нажатием кнопки на рычаге управления.
Увеличение производительности экскаватора достигнуто также изменением настроек в гидравлической системе. Поток, создаваемый насосами 280-ой и 300-ой машин различается в области пиковых значений диаграмм, которые показывают зависимость давления в системе создаваемого насосом от внешней нагрузки. По характеристикам гидросистемы ZX300-5A выигрывает у ZX280-5G, следовательно, скорость выполнения операций у «трехсотки» будет выше, нежели у предшественника. На практике это означает, что новый экскаватор выполнит больше работы в единицу времени и, следовательно, принесет своему владельцу большую прибыль. Увеличение скорости выполнения рабочих операций важно при задействовании экскаватора на работах, связанных с обеспечением строго определенной ритмичности. Это могут быть операции по загрузке самосвалов в карьере, который работает в круглосуточном режиме. Запас по производительности окажется весьма кстати, если на объекте работают самосвалы с разным объемом кузова, а время загрузки одной машины лимитировано.

Русская доля

Если рассматривать состав машины по компонентам, то российское происхождение имеют: стрела, рукоять, ковш, нижняя и верхняя рамы, противовес. Металлоемкие детали выгодно производить в России. Стальной прокат, который используется для изготовления элементов силовой конструкции машин, поступает на тверской завод от лидеров сегмента, которые владеют современными технологиями и отвечают за качество своей продукции. Операции по резке, гибке, правке металла, а также сборки из них силовых элементов экскаватора и их окраске производятся на заводе Hitachi в Тверской области на современном оборудовании от мировых лидеров. Важно отметить, – ​все компоненты машин, производимые в России, прошли полный цикл тестирования по оригинальной технологии HITACHI. В частности, перед тем как перейти на российские стрелы, их предсерийные образцы были отправлены в Японию, где продемонстрировали практически двухкратную наработку по рабочим циклам без разрушения. Так, при нормативных 100 000, изготовленные на российском предприятии стрелы отработали 170 000 циклов. Разумеется, все комплектующие силовой конструкции экскаваторов, которые изготовлены на тверском заводе HITACHI, имеют строгое соответствие оригинальным чертежам.

Стандарт и опциональное расширение

Базовый ZX300-5A рассчитан на эксплуатацию в климатических условиях от –20 до +40 °С. Именно данный температурный диапазон указан в руководстве по эксплуатации к машине. Если клиент планирует эксплуатировать технику в более холодном климате, например, использовать на объектах, расположенных на Севере, то имеет смысл дооснастить экскаватор предпусковым подогревателем охлаждающей жидкости, «сухим феном» для обогрева кабины и фильтром-сепаратором с электрическим подогревом. Выбор марки и производителя дополнительно монтируемых агрегатов остается за дилером марки, который производит их монтаж на машину. Отметим, что в базовой комплектации экскаватора предусмотрена установка двух фильтров с влагоотделителями, но оба они не имеют опции подогрева. Именно по этой причине для работы на севере имеет смысл провести модернизацию и максимально защитить систему питания Common Rail, которая весьма чувствительна к наличию воды в топливе.
Что касается смазочных материалов, то их выбирают в соответствии с температурой окружающей среды. Рекомендованные производителем экскаватора масла и специальные жидкости указаны в руководстве по эксплуатации машины. Данным рекомендациям следует следовать неукоснительно. Каких-либо иных «холодных пакетов» в опциях к экскаватору ZX300-5A не значится. Это, отчасти, продиктовано применением качественных материалов, идущих на изготовление всех комплектующих без исключения. Например, такие ответственные элементы гидравлического контура как рукава высокого давления и уплотнения (в том числе сальники гидроцилиндров) без нареканий работают при температуре до – ​40 °С, что подтверждено практикой. Для справки, для некоторых моделей экскаваторов фирмы предусмотрены так называемые «холодные пакеты», которые значительно расширяют температурный диапазон эксплуатации техники. Но, они, к слову, особым спросом не пользуются. Японская техника надежно работает в холодном климате и в базовом исполнении. Именно по этой причине для ZX300-5A «холодный пакет» не предусмотрен. При этом любую доработку и модернизацию базовой машины по требованию клиента может провести дилер на складе, где всегда имеется все необходимое дополнительное оборудование.

-3

Поскольку экскаваторы могут работать на грунтах разной несущей способности (разной плотности), то для того чтобы обеспечить стабильность, устойчивость техники и исключить ее увязание в грунте машины комплектуют гусеницами различной ширины. Завод предполагает на выбор три варианта ширины гусениц: 600, 700 и 800 мм. Этого вполне достаточно чтобы обеспечить работоспособность машин на различных грунтах. Разумеется, для клиентов, которым нужны более широкие «траки» (а такие запросы также имеют место быть), дилеры поставляют сверхширокие 900 миллиметровые гусеницы. На них экскаваторы могут работать и в заболоченной местности. Для того чтобы обеспечить максимальную универсальность машины, клиенты могут приобрести несколько комплектов гусениц разной ширины. Это выгодно в случаях, когда на балансе эксплуатирующей организации стоит несколько единиц экскаваторов одной модели, которые могут работать в разных условиях. Отметим, что смена гусениц, при наличии опыта, не сложна и занимает не более 8 часов. Обращаем внимание на то, что у экскаваторов ZX300-5A и ZX300LC‑5A разная длина гусеничного хода, с учетом этого подбираются нужные «траки».

Рабочее оборудование

Для работы с грунтами различной плотности предусмотрена комплектация машины ковшами различного от 0,8 (рыхлитель) до 1,62 м3 объема. Самыми популярными у клиентов являются 1,4 и 1,62 кубовые модели. Последний устанавливается на экскаваторы с короткой 2,42 м, а ковш объемом 1,4 м3 работает с 3,11-метровой рукоятью. Для справки – ​клиентам предлагается также и длинная рукоять 3,76 м, но ее заказывают редко. Соответственно – ​чем короче рукоять и меньше объем ковша, тем с более тяжелым грунтом может работать машина. Само собой разумеется, с завода все ковши идут со стандартной защитой, которая позволяет увеличить срок их службы.
Помимо ковшей экскаватор может использовать широкую гамму навесного оборудования – ​от гидравлических молотов, которые позволят разбивать элементы конструкций, вскрывать дорожное полотно или мерзлый грунт, до гидроножниц, которые необходимы для разрушения различных построек, предназначенных под снос. Использовать широкую гамму навесного оборудования позволяет двухпоточная силовая и однопоточная дополнительная гидроразводка (под вращатель). Для применения оборудования, требующего большого потока гидравлической жидкости предусмотрен клапан суммирования потоков. На машинах 280-ой серии данной опции не было. Для того, чтобы машина могла работать с разным видом инструмента и оборудования на заводе ее оснащают кронштейнами для его крепления. Система быстроразъемных соединений устанавливается дилерами по требованию клиентов.
Отметим, что на ZX300-5A управление гидроаппаратурой производится непосредственно из кабины. Оператору достаточно нажать соответствующую клавишу и система автоматически переходит в режим обеспечивающий работу гидравлического молота или гидроножниц, ковша и т.д. На машинах ZX280-5G перевод режимов работы оборудования оператор производил вручную. Любое навесное оборудование предлагается дилерами. На его же плечах лежит выбор производителя рабочего оборудования, его обслуживание и ремонт.

Обслуживание и ремонт

Несмотря на российскую сборку, экскаватор ZAXIS 300-5A является японской машиной во всех смыслах этого слова. Следовательно рассчитывать на то, что затраты на его обслуживание и ремонт будут сопоставимы с российскими аналогами, было бы неправильно. Разумеется, для российского рынка компания HITACHI сформировала свою ценовую политику по сервисному обслуживанию техники. Снабжение запасными частями идет с центрального склада, на котором аккумулированы все востребованные запасные части и расходные материалы. Центральный склад HITACHI расположен в Московской области, в районе Шереметьево, крупном логистическом узле РФ.
Официальным дистрибьютором Hitachi Construction Machinery в России является компания «Хит Машинери». На складах ее подразделений имеются все необходимые расходные материалы и запасные части, необходимые для обслуживания и ремонта экскаваторов, а технические специалисты прошли соответствующее обучение, владеют необходимыми знаниями, навыками специальным инструментом и приспособлениями. Дистрибьютер наделен всеми полномочиями для проведения гарантийного и постгарантийного ремонта узлов и агрегатов экскаваторов любой сложности. Для поддержания высокого уровня компетенции российских инженеров и механиков из Японии периодически приезжают инструкторы, которые делятся своими знаниями и опытом.
Одним из неоспоримых преимуществ фирменного сервиса является система Global e-Service (Глобальная электронная служба) благодаря которой инженеры службы технической поддержки имеют возможность удаленно следить за работой машины. В разделе Owner’s Site (Сайт владельца) отражаются такие важные параметры как: количество отработанных машиной моточасов, могут отследить уровень топлива в баке, а также значения температуры и давления в различных системах, словом дистанционно контролировать работу спецтехники. Благодаря Global e-Service появляется возможность контролировать все единицы техники парка, вне зависимости от его величины, оценивать условия эксплуатации машин, задействованных на разных объектах, вовремя выявлять неисправности и планировать обслуживание или превентивный ремонт машин. Это позволяет значительно сократить время простоя техники и снизить до минимума эксплуатационные затраты.

Рейс.РФ