Статьи, написанные по итогам поездки:
1. Пулково-Домодедово-Толмачёво-Новосибирск.
2. Прогулка по Новосибирску и окрестностям. Выступление в планетарии.
4. Енисей - Иланская - Черемхово - Иркутск
7. Из Иркутска обратно в Красноярск. Столбы
10. Уфа, планетарий и водонапорная башня
12. От Самары до Питера за 1000 рублей
В Сибирь, и на Байкал я хотел попасть очень давно. От совершенно разных людей мне доносились удивительные рассказы про этот огромный, интересный и неизвестный для меня край. На протяжении нескольких лет многие звали меня в различные регионы Сибири (прежде всего в Красноярск и Иркутск), причём звали с гордостью, мол, "приезжай и посмотри, как у нас тут круто!" Я даже под впечатлением от рассказов Волховстроевское направление ОЖД стал называть Транссибом, хотя, по сути, так оно и есть. К тому же много лет у меня существует идея проездить весь Транссиб от Петербурга до Владивостока.
Отмечу что в Европейской России Транссиб имеет фактически три хода - Северный: СПб - Вологда - Киров - Пермь - Екатеринбург - Омск, Центральный (Москва - Ярославль - Киров, либо Москва - Н.Новгород - Киров) и Южный - Москва Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Петропавловск - Омск (вариант - Харьков - Пенза - Самара - Омск).
Транссиб имеет однозначный ход только после Омска. История с его ветками довольно путанная. Официально считается, что главный ход через Ярославль, но есть и другие мнения.
До революции столицей РИ был Санкт-Петербург и возле Московского вокзала столицы стоял памятник императору Александру III, на котором было написано "основателю великого Сибирского пути". Так, что, вполне возможно, в 1906-1918 гг., главной дорогой в Сибирь считалась именно Петербургско-Вологодская железная дорога.
Я ещё на момент планирования поездки и вылета не знал, как и по какой ветке Транссиба буду возвращаться - Северной или Южной. Планировать заранее весь такой сложный маршрут крайне рискованно, ведь любое опоздание способно убить всю поездку.
За три недели вперёд покупаю авиабилет Уральских Авиалиний Москва-Новосибирск (7162 рубля, значительно меньше средней цены для лета), а затем СПб - Москва (Домодедово) этой же авиакомпании.
Тревожное настроение перед началом такой сложной поездки, и главное,
перед перелётом боязнь проспать, опоздать на стыковку. Билеты разные и были опасения (возможно, беспочвенные) по поводу отмены или переноса первого рейса. Но других вариантов не было. Возможно, сон будет только в Новосибирске.
4 июня вечером - вылетаю из Пулково в Домодедово. Данный вариант перелёта через Москву был выбран потому, что билет стоил для меня 0 рублей, можно было оплатить милями. Полная цена - 4033 р., короткая пересадка, в ходе которой успеваю получить багаж и сдать его снова, а затем вылет в Новосибирск.
При посадке в Домодедово самолёт ударился о ВПП - так, что у меня весь следующий день болела спина. Но вроде всё обошлось. Домодедово, жду посадки на рейс. Народу тьма. Во время ожидания успел позвонить всем московским родственникам и друзьям.
Полёт проходит над Нижним Новгородом, Чебоксарами. Справа от меня отчётливо видна Казань, насколько хорошо это возможно ночью из самолёта, затем показывается северная часть Башкирии с её факелами от нефтяных вышек. Далеко на юге, на фоне тёмно-синей мглы от светлых ночей хорошо видны Юпитер с Сатурном. Начиная со Свердловской и до самой Новосибирской области полёт проходил над облаками. При перелёте с запада на восток время мчится с удвоенной скоростью: ночь прошла вдвое быстрее обычного. Над Тюменской областью встретились с солнцем.
Расстояние Москва-Домодедово (DME) — Новосибирск-Толмачёво (OVB) по кратчайшему пути составляет 2810 километров. Перелёт ночной. Трасса воздушного маршрута не сильно отличается от наземного маршрута поезда через Казань.
Преодолевать такие расстояния, как Санкт-Петербург — Новосибирск, на поезде, не выходя из него — жутко. В идеале, каждый должен увидеть Россию, проехать на поездах от Петербурга до Владивостока, но с десятком-другим длительных остановок в пути. При этом сверхдальние поезда должны сохраняться, но быть предпочтительными для поездок между промежуточными станциями. Например, ехать на поезде из Новосибирска в Ачинск, из Боготола до Петровского завода нормально, а из Петербурга в Красноярск — нет.
К сожалению, цены на билеты, несмотря на разные акции и специальные предложения из года в год растут, чего нельзя сказать о доходах большинства людей. Складывается ощущение, что некие силы дают нам понять — или откладывайте уже сейчас, или сидите дома! Отмечу, что население действительно в основном сидит по домам, как будто на привязи. В России огромный процент граждан, которые почти никуда за всю свою жизнь не выезжали.
В Петербурге давно настало лето. Уже месяц держится дневная температура +20 и выше. В то же время в Петербурге имеет место тяжёлая длительная зима, но май в этом году в Петербурге — летний месяц. Зимой я тоже стараюсь куда-нибудь уезжать. Мне кажется, иначе жить нельзя: длительная слякотная зима губительна для здоровья и психики.
Ознакомившись с прогнозом погоды в регионах поездки, я удивился. В каждом вновь посещаемом мною городе погода обещалась тёплой и даже жаркой - фактически, я привозил лето с собой:)!
Наконец, командир объявляет о скорой посадке в аэропорту Толмачёво. Видны бескрайние леса и поля, железная дорога Омск – Новосибирск. Самолёт разворачивается над западным берегом Оби и производит посадку. Часть жителей Новосибирска, кстати, не очень довольны тем обстоятельством, что самолёты разворачиваются над городом – это создаёт много шума.
Продолжительность полёта — 4 часа, плюс 4 часа разницы во времени. В Толмачёво — почти 7 утра по местному времени. Двигаюсь пешком 2,5 километра до платформы Аэрофлот на Транссибирской железной дороге.
Продолжаю путь электричкой Чулымская — Новосибирск до станции Новосибирск-Главный. Затем отправляюсь на троллейбусе к месту ночёвки. Вечером того же дня иду осматривать город.