Найти в Дзене
Записки астронома

Мир малых тел за орбитой Нептуна: открытие пояса Койпера (история успеха)

После обнаружения Плутона в 1930 году появились гипотезы, что он - не отдельная планета, а лишь представитель целого комплекса ледяных тел за орбитой Нептуна. Сразу же, в 1930 году, подобную мысль высказал Фредерик Леонард, а спустя тринадцать лет - Кеннет Эджворт.

Семейство ледяных тел за орбитой Нептуна долго не удавалось обнаружить © G. Bacon / STScI / NASA / ESA
Семейство ледяных тел за орбитой Нептуна долго не удавалось обнаружить © G. Bacon / STScI / NASA / ESA

Примечательно, что сам Койпер в своей статье, опубликованной в 1951 году, говорил о низкой вероятности существования транснептунового пояса в наши дни. Тогда считалось, что Плутон намного больше, чем на самом деле (примерно размером с Землю), и поэтому своей гравитацией сумел "разогнать" все потенциальные объекты вокруг себя. Тем не менее, именно эти идеи стали наиболее известными, и открытый в будущем пояс всё-таки получил своё имя в честь Койпера. Хотя, иногда его называют и поясом Эджворта-Койпера, подчёркивая заслуги менее известного предшественника.

В 1978 году был обнаружен спутник Плутона Харон, изучение движения которого позволило уточнить массу системы. Оказалось, что "девятая планета" намного меньше даже Меркурия. Мысль о том, что рядом может быть что-то ещё, снова стала популярной. Но поиски десятилетиями не приносили положительного результата.

Для того, чтобы прорвать завесу, было нужно не только развитие наблюдательных технологий. Должен был появиться романтик, который поверит в возможность достижения цели. Таким стал тридцатилетний американский астроном Дэвид Джуитт, компанию которому составила аспирантка вьетнамского происхождения Джейн Лу. Они начали работу с девизом "Если мы не сделаем это, то никто не сделает".
Джейн Лу и Дэвид Джуитт в 2012 году © CUHK
Джейн Лу и Дэвид Джуитт в 2012 году © CUHK

Результата пришлось ждать долгих пять лет. Коллеги перемещались из обсерватории в обсерваторию, снимали различные участки неба, тщательно изучали снимки. Успех пришёл 30 августа 1992 года, когда на изображениях с 2.2-метрового телескопа обсерватории Мауна Кеа на Гавайских островах дуэту удалось обнаружить очень тусклый объект 1992 QB1, медленно, по-черепашьи, перемещающийся на фоне далёких звёзд. Впоследствии в честь него, именем кьюбивано, был назван целый класс классических объектов пояса Койпера.

Первый обнаруженный объект пояса Койпера после Плутона - 1992 QB1, выглядел тусклым объектом, медленно перемещающимся на фоне далёких звёзд © ESO
Первый обнаруженный объект пояса Койпера после Плутона - 1992 QB1, выглядел тусклым объектом, медленно перемещающимся на фоне далёких звёзд © ESO

Спустя полгода Джуитт и Лу повторили свой успех. Дальше открытия посыпались как из рога изобилия: в настоящее время обнаружено более двух с половиной тысяч объектов за орбитой Нептуна. Эта отдалённая область Солнечной системы оказалась сложно устроенной и преподнесла астрономам немало сюрпризов. Но об этом - в следующий раз.