Прочитала анализ текста «Мастер и Маргарита» Татьяны Поздняевой «Воланд и Маргарита». Ощущения смешанные. С одной стороны, ощущение, что нашла ответы на многие вопросы. С другой хочется крикнуть: не трогайте это руками! И вообще не трогайте. Конечно каждый в праве жарить яичницу даже если не несёт яйца. Но!!! У меня язык немеет и уста безмолвствуют хотя воздуха в лёгкие я уже вдохнула. Чувствую грандиозность замысла мастера! Вижу колоссальную экспозицию и… замираю. Сколько же надо всего знать – прочитать – увидеть, чтобы ответить даже не Булгакову, а его рецензенту.
Евангелие от Булгакова выходит у каждого своё? Личностное? Личность — это совокупность полученного жизненного опыта, который изменяется и дополняется с каждой прожитой минутой. Иногда одна минута может вмещать в себя события годовой насыщенности, а может растягиваться на тысячу лет статичности. Можем ли мы приблизится к мировоззрению Михаила Афанасиевича и сказать, что достигли его понимания? Категорично – нет. Но пытаться стоит. Поздняева пытается. Она пишет о мрачности и абсолютности зла хотя и симпатичном. О добре, которое… вот тут у неё сложней. Добро у неё абстрактное – что-то про память Бога, который помнит, но мастер своим поведением отказывается от него, и Он его забывает и при этом забирает и его память. Иешуа в её трактовке антихрист, но при этом внятного понятия, а что же такое Иисус тоже нет – Он меч принёсший и воскресшей, как бы и всё. Конечно, тут очень глубокие богословские дебри. Но немного чёткости и личностного восприятия от автора анализа текста хотелось бы именно в вопросе что же такое добро. А то получается зло: тлен, распад, болезнь, смерть. Но злу ничего не противостоит. Может быть потому что противопоставить нечего? Ибо даже любовь у автора анализа текста получается ядовитой и недужной.
А что такое любовь Бога – позвать Дьявола и отдать душу на истязания? На всё воля божья и его попущения. Почему-то Поздняева на этот момент зажмурилась и слух затворила. Она вспоминает «Белую гвардию» - звезда Марса, меч от креста Владимира, но не тот момент, где рыжая Елена меняет мужа на жизнь брата у Иисуса. Почему? Толкователю страшно смотреть на Свет, который создаёт тени?
В Ветхом Завете Бог страшен! Он неистовствует как разгулявшаяся стихия. Он судит легко, скоро и тотчас приводит приговор в исполнение. Он искушает! Он просит жертвы! И при этом Он - всеблаг. Новый Завет об укрощении воли Отца кротостью его Сына. И при этом Он меч принёсший и при этом он Агнец, а Иешуа кроткий и спокойный – антихрист. Чудны дела твои Господи. Ощущение что Поздняева смотрит в один текст с левосторонним прищуром, в другой правосторонним. То, что можно в Новом Завете Иисусу, нельзя Иешуа в булгаковском Евангелие. Почему?! – вопию я!
Но есть места, которые мне понравились. Это разбор свиты и самой персоны Воланда. А также раскрытие инкогнито мастера и Маргариты в контексте переселения душ. Поразила и даже обескуражила идея мистерии Воланда в роли Понтия Пилата.
В общем послевкусие от текста с горечью. Поздняева боится страхом Левия Матвея. Боится теней от людей и предметов и забывает, что это только игра Света. Ей страшно даже вообразить, что Свет вовлечён в эту мистерию и играет свою роль самозабвенно и с удовольствием. Булгаков этого не боялся вот почему его роман и стал Евангелием.