Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Антифашизм за 12 минут

В это солнечное июльское воскресенье смотрим короткометражку про зловещий Нюрнберг, идеологическую столицу Третьего Рейха. Это первый фильм Александра Клюге, представителя «нового немецкого кино», снятый в соавторстве с режиссером-документалистом Петером Шамони, автором ряда фильмов о художниках.

Территория съездов НСДАП в Нюрнберге
Территория съездов НСДАП в Нюрнберге

Гитлер называл Нюрнберг, где с 1933 по 1938 проводились съезды НСДАП, «самым немецким из немецких городов» и собственноручно рисовал эскизы к будущему масштабному строительству. «Брутальность в камне» с присущим стилю Клюге лаконизмом показывает, что от этого масштаба осталось: поросшие травой ступени величественных лестниц, пустынные колоннады Зала собраний, мертвые глыбы стен Цеппелина.

Когда-то здесь приветствовали фюрера сотни и тысячи его адептов, лаяли «Хайль!» и одобряли каждое его движение. Сейчас никого нет, камни молчат, но все помнят - и знаменитую Нюрнбергскую речь Гитлера 1934 года, и страшные свидетельства коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса, помнят и выступления идеолога НСДАП Альфреда Розенберга, по удивительному совпадению – дипломированного архитектора.

Съезд НСДАП в Нюрнберге
Съезд НСДАП в Нюрнберге

Документальные кадры «Брутальности в камне» запечатлевают историю без закадровых комментариев или догматичных выводов, потому что лучший комментарий к пламенным речам нацистов – заброшенная архитектура Альберта Шпеера и его коллег.

Правда, заброшенной она была в 60-е, сейчас огромная территория съездов НСДАП в Нюрнберге превращается в музей под открытым небом. Сегодня здесь работает Документационный центр - музей, посвященный национал-социалистической диктатуре. О том, что стало с нацистским «Колизеем», читайте в статье «Немецкой волны».

Трибуна Цеппелина, фото: flickr.com, Glen Bowman
Трибуна Цеппелина, фото: flickr.com, Glen Bowman

Повторюсь: режиссеры никого не судят, не делают выводов, не выносят однозначных решений, не читают мораль. Зачем все это, когда за них уже все сделала история! Такое отношение к материалу подтверждает, например, немецкий критик Михаэль Ручки. В статье о режиссере Александре Клюге в «Киноведческих записках» он пишет:

Кого бы Клюге ни интервьюировал, о чем бы в своих фильмах или публикациях Клюге ни говорил, мы не встретим здесь того, что мы называем критикой. Здесь не встретишь и следов негативного отношения. «Было бы интересно представить себе интервью Клюге с Адольфом Гитлером».

Заканчивается фильм угрожающим текстом песни гёзов (голландских нищих), которая, в свою очередь, взята из песенника Союза немецких девушек (подразделение гитлерюгенда):

Теперь, храбрый меч, покажи, на что ты способен, срази тех, свирепых, угрожающих нам и собравшихся в кровожадные стаи. Пусть кровь этого отродья окропит наш порог; двигаясь через горы трупов, подходите ближе, трусливые рабы. Отечество, мы стоим на страже. Пусть рекой льется гнусная кровь врага.

В случае с нацистской архитектурой желать приятного просмотра было бы странно, поэтому просто умолкаю.

Читайте также:

-->> Мне было девятнадцать: победа глазами немца

-->> Миссия выполнима: как американец работал послом в СССР перед войной

-->> Память войны: «Вдовы» Сергея Микаэляна


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡