Прошлое детскими глами.
Я родился в Великой стране, к сожалению навсегда исчезнувшей с карты мира. На Кавказе, у русского папы и кавказской мамы. Что я помню про детство? Светлые лица и, главное, теплоту людей. Прекрасно помню, как дедушка рассказывал про огромную помощь, которые оказывали соседи, пока еще абсолютно не знакомые ему и бабушке простые люди, когда в послевоенное время они из глубинки России приехали на Кавказ работать в открывшемся театре. Едой, скрабом и прочим необходимым для быта на первое время при наличии голых четырех стен. Рассказ друга родителей, как после выпуска он молодым студентом приехал в Грозный и тоже незнакомые, но замечательные люди помогали встать ему на ноги.
В классе моем учились представители минимум 7 национальностей, разного вероисповедания из разных социальных слоев. Но мы все были одинаковыми, одинаково воспитанными и имеющими практические одинаковые традиции, а наименование нации или рода деятельности родителей были просто информацией, а не сигналом к манере общения или поведения. Простой и не имеющей значения информацией, не более. И тем более эта информация абсолютно не имела значения в нашем общении и дружбе. Большой и чистой дружбе, продолжающейся по сей день. Дружбе без корыстных интересов! И спустя 25 лет после выпуска мы прекрасно общаемся и, к сожалению редко, но с огромной радостью встречаемся.
Круг общения моих родителей состоял из замечательных людей очень многих национальностей, от бывшего пленного немца, соседа по даче, до казаков, папиных друзей по рыбалке, живущих в соседней республике.
Свет и тепло исходило из людей и просто от окружающей обстановки. Детьми , если родители не успевали вернуться с работы, мы могли зайти к любым соседям в подъезде, пообедать, да еще они помогли бы сделать уроки. Причем у многих двери были не заперты на замок. Половину детства я провел у соседки, моей крестной, осетинки, у которой на всю жизнь вперед объелся осетинскими пирогами и сыром. А двор был огромным котлом, в котором варились дети, взрослые мужчины и женщины, бабушки и дедушки. Жили единой жизнью, обсуждали свои и чужие проблемы, а в решении чужих проблем принимали участие даже с большей активностью, чем в решении своих. В котле, в котором конечно же проживали телевизионную жизнь в "Санте Барабаре", плакали вместе с "Богатыми тоже плачут", и сочувствовали "Просто Марии", анализировали поступки "Аварии, дочери мента".
А при готовке все всех в подъезде угощали и сибирскими пирожками, и грузинскими хачапури, и азербайджанскими кебабами, и армянской долмой и хашем, и русским холодцом, и осетинскими пирогами. И это была одна, единая народная Советская кухня, вне зависимости, русская, чеченская, корейская, осетинская или казацкая хозяюшка готовили . Любое блюдо любого народа Великой страны любая хозяйка. И на одной кухне, в образном ее понимании, бок о бок, плечом к плечу, без каких-то претензий и кривых взглядов, жил и процветал народ.
Особый свет был при проведении праздников в масштабе Страны, республики, города. И как не странно, может это воспоминание ощущается через призму детства, в такие дни всегда светило солнце! Светлые, гуляющие горожане, красный цвет везде в дни первомая. И, конечно, гордость за свою Страну и принадлежность лично каждого к ней! Вера в грядущие улучшения и уверенность в будующее.
Несмотря на все трудности. И, конечно, самые вкусные навсегда газировка и мороженное, а так же разнообразная выпечка, продаваемые в эти дни на улицах. Ароматы блюд по всему городу. Праздник был и в животах, и в сердцах народа. На прилавках всего 2 вида колбасы, 3 вида сыра, соки в трехлитровых банках, молоко и кефир только от одного производителя, но их вкус остался на всю жизнь.
Тепло и свет был в глазах и душах людей. Несмотря на то, что нашим родителям приходилось "доставать", "искать", "пробивать", пытаться "надыбать", стоять в очередях месяцами за телевизорами и годами за авто, ну и конечно же ходить мамам в магазины с ножницами в сумочках, чтобы отрезать талончик на продовольствие.
Злость, отчаяние, безысходность в глазах моего народа появиться позднее.
Как и, главное, кто допустил то, что негатив и серость, проникшие в сердца людей практически мгновенно, по нарастанию, подобно лавине, подобно финальной сцене уничтожения Земли в фильме Знамение, смяли свет и теплоту в душах? Да, так, что в мгновение ока все кардинально перевернулось с ног на голову, перемолов и скомкав все ценности народов, огромного народа и страны в целом, уничтожив веру в будующее. Да так, что спустя столько лет в людях практически ничего не изменилось. Вопрос не ктот был инициатором, а кто допустил такое?
Бездействие и равнодушие в необходимый и критический момент, когда нужно срочно и объективно принять единственно правильное решение, - это преступление. То самое решение, которое принесет благо тебе, семье, родным и близким, Родине в целом. Как, например, героические решения наших древних предков, а так же дедов и прадедов, которые они, не сомневаясь, принимали например 22 июня 1941 года. Решения, в которых ставка делалась не на жизнь, а на свет и достойное, правильное будующее.
А может, в бездействии и равнодушии следует винить поколение моих родителей, которому на тот момент было 35-45 лет, которое заняло позицию стороннего наблюдателя, вследствии чего в моей Великой стране и у моего Великого народа произошло то, что произошло. Это же тот самый возраст, когда окружающее анализируется и воспринимается четко и объективно, когда мозг выдает решения исходя из памяти собственного опыта, когда включается интуиция. Когда имеется хороший багаж знаний. Когда все делается разумно и обдуманно. И процесс этот диктуется тремя понятиями - честью, гордостью и правдой. А не возраст старого маразматика, пережившего 4 генсека, и не возраст 17 летнего переполненого гормонами и мыслями о размножении и фейсбуке юнца. Что они получили за свое равнодушие взамен, неужели сегодняшняя действительность и есть то, о чем они мечтали?
Я задумался.
Мне исполнилось 40 лет...