Найти тему
КБП-Липецк

Сказ о том, как Алтай не покорился

Акбом
Акбом

На написание этого отчета меня сподвиг Илья Шишкин. В своем вступлении про ЧТ-2013 он очень верно отмечает, что "было бы несправедливо записывать в свой блог только хорошее и приятное, а если облажался, тихо умолчать об этом". Разделяя такую точку зрения, я взялся за написание небольшого рассказа.

6 июля, 20:51, я сижу в тенёчке на остывающей бетонной ступеньке перед магазинчиком в Ине. Даю свободу стопам, освободив горящие ноги из ботинок. Поглощаю углеводные жевательные разноцветные червячки, запивая ванильной Колой. Звоню Рите, узнать, как дела. Она почти заехала на Семинский, я сообщаю, что я устал от жары, но в общем-то всё ок и собираюсь ехать дальше. Спустя всего 3 часа, в полночь, всё-таки заползя в безлюдный Чике-Таман я снова позвоню Рите и скажу, что дальше ехать никуда не собираюсь, и вообще приезжай, пожалуйста, в Онгудай и забирай меня. Памагите. Вот такой конец истории получился.

В общем-то сход это конечно неприятно, но раз уж он случился, надо сделать из него выводы. Алтай - это горы. Да, есть места с бОльшими наборами и с более крутыми высокими перевалами, но это никак не нивелирует сей факт. К горам нужно относиться уважительно. А что же я? Даже никакого примерного графика (что как правило делаю даже на равнинных бреветах) прохождения не нарисовал. Спокойствия добавляли множество отремонтированных километров дороги от Яломана. В общем я решил по былой памяти прокатиться по знакомому маршруту в прошлогоднем режиме без ночевки на Семинском. А Алтай мне, словно заносчивому мальчишке, надовал подзатыльников. Мол, помни, с кем дело имеешь, да не зазнавайся, проехав тут всего пару раз удачно. Загрузив в Страву трек, обнаружил, что обновил пару длинных марафонских цг-шек. Сомнительная награда за итоговый результат.

Утром на старте все облачились в рукава-ногова и ветровки. Мне сразу было понятно, что день ожидается жаркий, поэтом я поехал полностью в летнем. Однако утренняя прохлада слегка подзадержалась аж до самого Онгудая, после которого также резко и оборвалась - в Чике-Таман мы поднимались, похожие на 2 кипящих чайника. Со мной ехал Кирилл. Вообще получилось интересно. До Акташа со мной ехал Кирилл, а после разворота уже я ехал с Кириллом. Он ехал в горах первый раз и был впечатлен красотой этого перевала. :) Ещё бы, я тут который раз езжу, и до сих пор от его красоты офигеваю. На спуске с перевала я включил любимый режим форсаж и достаточно далеко оторвался от Кирилла. Спуск на южную сторону самый кайфовый, если нет авто, можно неплохо отрабатывать технику прохождения поворотов, а скорость такая, что о твоем обгоне сзади на авто никто и не помыслит. Впрочем, там везде нарисована сплошная. Да и средняя скорость спуска на велосипеде, пожалуй, даже выше, чем на авто получается.

За Чикетом началась настоящая жара. На скорости 20+ с обдувом создавалась иллюзия, что всё нормально, не так уж и печёт, но стоило начать карабкаться в серьезный подъм, как организм моментально начинал закипать, обливаясь потом. В таком режиме и ехали до Акбома. 160км, Акбом, кафе. Уже туда я приехал немного пожёванный жарой. Заказал борщ с двойными макаронами. На веранде стояли серьезно экипированные мтб Surley, замечая их владельцев - парня с девушкой - пытаюсь с ними заговорить, на что получаю ответ "ви донт спик рашн". Ну клёво че. Снова немного разговорной практики на алтайском бревете. Ребята оказались из Колорадо, достаточно активно пообщались за отведённое время. Едут из Пекина, через Монголию в Барнаул, оттуда снова на юг в Казахстан и Кыргызстан. Сфоткался с ними и обменялся аккаунтами в Инстаграм, теперь слежу за их дальнейшим передвижением. Американцы и ужасно горяий борщ в совокупности поспособствовали тому, что в Акбоме мы провели достаточно долгое время - полчаса.

До родника ехали тупо по жаре и почти всё время в горку. Постоянные качели. Образно, вверх 50 метров набора, затем вниз метров 20. И так 56 км до разворота. Запоминающихся подъемов там 2: это овер километровый сразу от Акбома и более чем двухкилометровый апхил Ширлак. Ну и бесконечный, начавшийся перед Чибитом, десятикилометровый подъем до Акташа тоже доставил. Жара была такая, что я кое-где мечтательно поглядывал на Чую и выискивал места захода в воду. В итоге так нигде не остановился. Сейчас полагаю, что зря. От Онгудая мы ехали по полностью безоблачному небу, такому яркому от Солнца, что синий цвет будто выцвел, превращаясь чуть поодаль в белёсо-дымчатый цвет, лишь слегка напоминающий, что небо всё-таки синее.

Родник, разворот. Кучи туристов, кому-то отвечаем, что мы тут делаем. Пьем воду и умываемся. 16-30, едем обратно. Жары меньше не стало, а вот небольшой встречный ветер добавился, радость-то какая, думаю я. Кирилл Иванов начинает выглядет бодрее меня и постепенно я всё чаще начинаю колёсничать. Кирилл не против. На выезде из Чибита встречаем первых встречных. В общем все едут плотной пачкой, видно, что жара их тоже пожевала.

До Акбома километры не считаю, но приезжаю туда утомленным. Жара давит на мозг, на ходу начинается уже тупняк, поговорить сил особо нет, продолжаешь молчать, варишься в соку обрывков из собственных мыслей: "Вроде норм иду по времени", "Ух ты, средняя до сих пор почти 28", "Надо было ехать с Захаровым и Березёнковым", "Стемнеет - полегчает". Хаха.

Вообще маловато кафешек получается на 272км пути. Всего 2 Акбома. А дальше голодная трасса до самой базы на 433км. Вспоминаю, как бодро мы ели на Кузбасском круге на 600. Бодро ели, потому и ехали бодро. Алтай конечно совсем другая история. К тому же жара (допросился на свою голову у небес её - получил, что хотел лол) приглушила во мне чувство аппетита и 112км от Акбома до Акбома я проехал на одном маффине и 30граммовом батончике. В этот раз в кафе мы просидели почти 50 минут. Но сил что-то не прибавилось. После Иодро Кирилл наконец-то решает ехать в своем темпе и уезжает от меня. Последний раз мы встреимся в Ине на крылечке у магазина.

Сейчас я понимаю, что больше устал и оказался не готов к бревету.. психологически. Даже в Онгудае, упаковывая велосипед в калину, я ещё ехал по прошлогоднему графику. То есть вполне бодро. Но что-то сломало внутри по пути от Ини до Купчегени. В голову полезли мысли, что я подзаебался уже больше месяца каждые выходные куда-то херачить: то пытаться 600 за 24, то 200 за 5-30, то пробовать свои силы на соревнованиях ТВЗ в Томске. И везде быстрее, быстрее, быстрее. А бреветы ведь не каждый раз про это должны быть, время для рекордов не всякий раз. Начали раздражать отдыхающие люди вдоль алтайских рек. Люди с палатками и кострами, вкусной горячей едой и наверняка каждый в хорошей для себя компании. А я тут еду в одинчестве, херачу и страдаю. Проезжал мимо, смотрел на летний праздник жизни вдоль Катуни и Ильгумена и приунывал. Началась унылая дроча. В общем, бывает (чаще всего) что на бревете страдаешь, но тебе по кайфу, а бывает, как сейчас. Не понимаешь, ради чего всё это происходит и теряешь остатки мотивации.

Окончательно добил поганый холод и ветер, ворвавшийся от Купчегени по ущелью с перевала. Ты и так упыханный после жары настолько, что тенёчек от спрятавшегося за горы солнца, с +18 организм воспринимает с ознобом, а уверенный ветерок в морду с перевала и +13 спустя час после захода солнца - это уже ощущалось диким холодом. Суточный перепад температуры на Алтае в ясный день кошмарен. От >+30 до +5 ночью в низинах.

Наверное на фоне морального упадка и силы мои закончились. Так медленно в Чике-Таман я ещё не забирался. Почти 50 минут позора и вот я на вершине, звоню Рите. Приехали.

За перевалом вообще трешак морозный начался, спускался в темноте на тормозах и дрожал от холода. А ведь предварительно утеплился в ногова и термушку. Не помогло. Да даже к Онгудаю не потелело. Помятуя про прошлый год я надеялся, что так как Онгудай расположен повыше, там снова будет относительно тепло, но хренушки. Такая ж холодина. А может терморегуляция организма после суточного перегрева уже сломалась окончательно. Кстати, год спустя на Салексе уже не продают беляши и теперь там работает равнодушная и раздраженная алтайская тетка. Эх.

Дальше приежает Рита, я оказываюсь в автомобиле, меня какое-то время трясет от холода, мы едем на Семинский. В Караколе обгоняем Кирилла, а уже ближе к вершине перевала Лену Волошину. Это странно, но я почему-то ни разу не подумал, что даже так плохо ехав от Ини, еле заезжая в Чикет, меня так никто и не догнал. Не подумал, что остальных также сожрала жара и всем было тяжело. Почему-то я считал, что накрыло только меня, а остальным вполне норм)) По правде говоря, если бы я это знал, что остальным также хреново, вероятно я бы нашел в себе силы вернуться на Семинский самостоятельно.

Вот такие дела. В следующем году перед этим бреветом хочу приехать на Семинский сильно заранее, в среду. Покатать пару дней горки, акклиматизироваться на высоте. Если кто-то считает, что 1750 это тоже самое, что и равнина, пусть почитает что-нибудь на эту тему. Отсутствие симптомов не означает, что организм не чувствует разницы.

Ну и разумеется это самый сложный бревет среди проводимых Новосибирск-марафоном. Хочется, чтобы он стал традиционным бреветом.

Мои поздравления всем финишировавшим. Всем кто сошел - не унывать, сделать выводы и взять реванш у самих себя в следующем году.

Вершина Тияхты, вид на седловину Семинского перевала
Вершина Тияхты, вид на седловину Семинского перевала